Завершен масштабный и не имеющий равных проект по изучению глубоководных экосистем Северной Атлантики

5 лет, 45 научно-исследовательских экспедиций и более 80 ученых и студентов – крупнейший проект по изучению океана – ATLAS – официально завершен. Исследование 12 локаций в глубинах Северной Атлантики установило золотой стандарт для будущего изучения морских экосистем.

Отправляя подводных роботов в ранее неисследованные места, ученые смогли открыть десятки новых видов, включая рыб, глубоководные кораллы и других беспозвоночных. И это не говоря о 35 ранее известных видах, обнаруженных в новых местах. Результатом проекта стали 113 выпущенных научных работ, еще 98 – на подходе.

Среди открытых видов – растущий на черных кораллах на глубине свыше 400 метров паразит Epizoanthus martinsae, похожее на мох седентарное животное Microporella funbio и еще одно мохообразное создание Antropora gemarita, питающееся частицами пищевых продуктов, которые оказались в океане. Уникальный проект и сделанные открытия говорят о том, как много неизвестного таится в глубинах океана. Увы, без здоровых глубоководных экосистем новые виды не смогут выжить.

В действительности ученые сегодня считают, что мы больше знаем о поверхности Луны и Марса, чем о том, что скрывается на дне Атлантического океана, и это реальная проблема: губки и кораллы могут казаться не самыми важными видами, однако именно они формируют основание большинства глубоководных экосистем. Морские биологи называют их «подводными городами», которые дают пищу и укрытие множеству видов рыб. Но в быстро меняющемся мире эти, казалось бы, труднодоступные экосистемы оказываются весьма уязвимыми перед последствиями человеческой деятельности.

«Если эти «города» будут разрушены, пострадают и живущие в них рыбы, и вся экосистема будет потеряна для будущих поколений», – говорит Мюррей Робертс, координатор проекта ATLAS.

Океан поглощает до трети всех выбросов углерода в атмосферу, и ученые считают, что половина холодноводных кораллов находится на грани исчезновения из-за потепления воды в океане. Другая угроза для глубоководных сообществ – закисление океана и чрезмерный рыбный промысел, что делает уязвимыми до 20% экосистем. Повышение кислотности воды – это настоящая катастрофа для кораллов, разрушающая скелет коралловых рифов, как остеопороз – скелет человека.

«Прогнозы говорят о том, что пригодность коралловых рифов для обитания в них других видов в ближайшие 100 лет резко сойдет на нет», – комментирует Робертс.

Из-за изменения климата замедляются и крупнейшие течения Атлантического океана, что приведет к тому, что теплые и соленые воды, обычно переносимые от экватора на север, будут остывать дольше, что, вероятно, повлияет на подъем уровня моря и изменение погодных условий в глобальном масштабе.

«Все знают, как важно сберечь тропические дождевые леса и другие ценные сухопутные экосистемы, но немногие осознают, что в океане есть не меньше, если не больше, таких ценных мест», – говорит Робертс.

Масштабный проект завершен, однако он продолжает служить моделью для других исследований морских экосистем. Ученые из Южной Америки готовятся к запуску похожего проекта, направленного на исследование гораздо менее изученной южной части Атлантического океана, и кто знает, какие открытия он принесет.

Фото: University of Edinburgh