я могу 
Все гениальное просто!
Машины и Механизмы
Все записи
текст

Вы встречали суеверных голубей?

Если бородатый мужчина побрызгает на мой кекс водой, а я зажгу свечу рядом с рисунком и прикоснусь правой рукой по очереди к плечам, ко лбу и к груди – я стану немного лучше, чем до этих процедур. Странно звучит? А ведь именно так со стороны выглядит пасхальный обряд, который соблюдают многие православные. Не менее странными нам кажутся ритуалы древних людей, следы которых ученые находят по всему миру. Но для наших предков их обряды были наполнены смыслом. Во что они верили? И придумали ли они свои мифы, уже став людьми или еще будучи зверями?
Вы встречали суеверных голубей?

Первобытных людей обычно представляют как обернутых в шкуры полуобезьян, которые жили в пещерах, охотились на мамонтов и рисовали бизонов на потолке. Что общего с этими персонажами может быть у нас, расшифровавших геном и заказывающих пиццу через смартфон?

Но ведь многие из нас присаживаются «на дорожку» перед дальним путешествием. И желают «ни пуха ни пера!» отправляющемуся на экзамен. Может, ничего и не случится, если он ответит «спасибо», но лучше все-таки «к черту!», правда?

А ведь все это – проявления мифологического сознания, которое было свойственно нашим первобытным предкам. Мифология – это как бы «предрелигия». Обитатели древних лесов и саванн не выделяли себя из окружающей среды, они были ее частью, считал французский этнолог Клод Леви-Стросс. Они наделяли растения, животных, предметы таким же сознанием, каким обладали сами, а потому все вокруг было полно символического смысла. Мифы, которые они придумали, были для первобытных людей абсолютной реальностью.

Стоит помнить, что массовое сознание несколько преувеличивает «дикость» наших предков. Современные антропологи знают, что объем мозга Homo sapiens палеолита была на 5–10 % больше, чем у среднего современного человека. Считается, что причина этого – в напряженной умственной деятельности. Не имея специализации, древние люди были вынуждены уметь разбираться и в лекарственных травах (некоторые даже применяли природный пенициллин), и в изготовлении орудий, и в охоте, и в собирательстве, и в строительстве хижины. Если вспомнить, что еще они умели пересекать открытое море на плотах, для чего нужно и ориентироваться по небесным светилам, несложно понять, отчего у них «голова пухла».

До сих пор существуют племена, живущие в похожей системе координат. Например, индейцы племени чикасав считают, что если разозлить змею, то она может наслать на человека боли в желудке, а собака – рвоту. Австралийские аборигены определяют убийцу, вырывая по одному волоску из головы жертвы и поочередно называя имена подозреваемых. На чьем имени волос выскользнет из рук, тот и виновен.

Один и тот же предмет или животное у разных племен может символизировать разное, и вы ни за что не поймете, почему чикасав уверены, что белки приносят им носовые кровотечения, а племя асмат из Новой Гвинеи называет белок своими братьями и старается их умилостивить, отправляясь на охоту за головами. Как белки связаны с носом, не скажу, а у асмат логика такая: белки любят плоды, которые растут на деревьях; люди похожи на деревья, а плоды – на головы. Люди фанг из Габона запрещают женщинам в положении есть белок. Этот грызун прячется в дупле, и если поесть его мяса, то ребенок не захочет вылезать из живота, как и белка из дупла. Логично.


Галька-лицо из Макапансгата, найденная в пещере австралопитеков. Фото: Robert G. Bednarik, mdpi.com

Раз всякий предмет и явление имеют сознание, то с ними можно договориться. Нужно лишь знать, как именно говорить, и все сделать строго по ритуалу. Скажем, у народов Крайнего Севера (якутов, чукчей, эвенов) было положено жертвовать оленей для удачной охоты. Забивали его, ударяя в левое ребро прямо в сердце. Если олень падает на правый бок, это означает, что все будет благополучно, если на левый – быть беде. После забивания чукча пальцами правой руки брызгал в небо кровь, которая бьет из раны. Это угощение небесным силам. Кости жертвенных оленей, которых забивали, когда умирал важный член племени, хоронили вместе с умершим.

Зигзагообразные линии на морских раковинах – проявление символического мышления эректусов? Фото: Wim Lustenhouwer, VU University Amsterdam, smithsonianmag.com

Пещерные инсталляции

Все это ученые узнали, наблюдая за жизнью этих людей. Но как понять, во что верили наши далекие предки, что означают скопления костей в их пещерах, рисунки на стенах? И самое интересное: зачатки религии появились у сапиенсов или были свойственны и другим гоминидам?

Тут мнения ученых кардинально расходятся, причем одни и те же факты они толкуют прямо противоположно (напоминает историю с белками). Возьмем знаменитую гальку-лицо, найденную в 1925 году в пещере австралопитеков, в местности Макапансгат – это в провинции Лимпопо, в ЮАР. Красно-коричневый кусок яшмы примерно с кулак величиной очень похож на человеческое лицо: с ямками-глазами, носом и ртом.

Камню 2,5–2,9 млн лет. Австралопитеки не обрабатывали его, ямки имеют природное происхождение, а значит, ни об искусстве, ни о магическом восприятии «лица» не может быть и речи, считают одни ученые. Другие парируют: кто-то целых 32 км тащил этот булыжник в руке от побережья (где ближайший выход яшмы) до пещеры, значит, что-то он усмотрел в этой каменной физиономии, и можно сказать, что это первая форма символизма у прегоминидов.

Рукотворные реликвии?

Некоторые палеоантропологи рассуждают так: у наших предков все предметы и действия были утилитарны. Если мы нашли в раскопе заостренный вручную камень – это скребок или резак для разделки мяса. Кости зверя или сородича со следами зубов говорят о том, что их хозяином поужинали. А вот если мы наткнулись на что-то нерациональное, с нашей точки зрения, то это может иметь ритуальную подоплеку.

Самая древняя на сегодня находка такого рода – зигзагообразные линии на морских раковинах с острова Ява. Назначение этого абстрактного узора, нанесенного рукой Homo erectus 500 тыс. лет назад, неясно. Многие ученые склоняются к тому, что это проявление символического мышления эректусов.

Более «молодые», но не менее загадочные артефакты – круговые сооружения из сталагмитов в пещере Брюникель во Франции. Их обнаружила группа археологов под руководством Франсуа Розо. Обломки сталагмитов уложены в два кольца, внутри и снаружи которых сооружены четыре кучи – тоже из сталагмитов. На обломках видны следы огня. Обожжены также и кости, которые найдены в кольцах и кучах сталагмитов. Все камни специально подобраны по размеру, причем многие принесены в эту пещеру из других мест.

Возраст находки – 175–177 тыс. лет назад. В это время в Европе хозяйничали ранние неандертальцы. А Homo sapiens еще не прибыл из Африки (этот вид возник примерно 300 тыс. лет назад). Неандертальцы в этой конкретной пещере не жили. Во-первых, там темно. А во-вторых – пещерные медведи и прочие неприятные персонажи. Значит, сооружение в Брюникеле было нужно не для жизни, а для чего-то другого. И это «другое» было настолько важным, что члены группы несколько дней посвятили проектированию и строительству этой, на взгляд современных людей, совершенно непрактичной инсталляции.

Это могли быть символические, культурные или погребальные ритуалы, рассуждают исследователи. Хотя, конечно, вряд ли возможно спустя столько лет восстановить цель и сценарий этих экшенов.

Возможно, какие-то обряды проводились в честь медведей, о культе которых в обществе неандертальцев говорят многие ученые. Российский палеоантрополог Станислав Дробышевский предполагает, что древние люди ассоциировали себя с хищниками, а не с травоядными. Может, обряды неандертальцев в пещерах проводились как символ этого единения.

Загадочные круги из сотен фрагментов сталагмитов в пещере Брюникель во Франции. Фото: Luc-Henri Fage/SSAC, es.m.wikipedia.org

Как сделать массаж медвежьей лапой

Пещер с костями медведей эпохи палеолита (100–30 тыс. лет назад) в Европе найдено множество. Они даже получили устойчивое название у исследователей – «медвежьи пещеры». Причем останки зверей не просто свалены в кучи, а сложены с соблюдением некой логики.

Например, в пещере Драхенлох в швейцарских Альпах в сооруженном из камней прямоугольном очаге нашли остатки сожженных медвежьих лап. А рядом – каменный ящик с семью черепами медведей. Черепа лежали в строгом порядке: поставлены друг на друга в два ряда и «смотрели» в сторону входа в пещеру. В глубине этого сейфа найдены лапы медведей. В Драхенлохе было еще несколько таких ящиков.

Похожие «склады» черепов и лап встречаются и в других европейских пещерах.


Может быть, эти ритуальные захоронения символизировали возвращение хозяина пещеры медведя в его дом, откуда неандертальцы его выгнали, да еще и съели. Они как бы попользовались его мясом, жиром, шкурой, а потом вернули зверя обратно, веря, что он будет припеваючи жить там, перейдя в мир мертвых.

А может, эти кости использовались как амулеты – для защиты от других медведей.

Сегодня у неандертальцев не спросишь. Но еще каких-то 100–150 лет назад жители Скандинавии и Сибири поклонялись медведю, считая его родственником человека. Часто его так и называли: «дедушка», «старик». Нелишне напомнить, что и у наших предков он был фигурой «магически» сильной, настолько, что само его имя было запрещено произносить (оно осталось только в первом корне двусоставного слова «берлога», в речи использовался эвфемизм «знающий, где мед», которое сегодня произносят как «медведь»).

Особенно почиталась у сибирских народов медвежья лапа – символ силы и достатка. До сих пор у некоторых этносов сохранились следы этого культа. Например, традиционное мясное блюдо мордовской кухни называется «медвежья лапа». Считается, что оно дает силу. В мордовских деревнях и сейчас, бывает, вешают стилизованную медвежью лапу на воротах – для защиты дома от порчи. В советское время в деревнях еще встречались знахарки, которые лечили пациентов медвежьей лапой: водили по больному месту, чтобы изгнать хворобу.

Импичмент для леопарда

Но вернемся к древним Homo. Хотя детально описать, во что и как они верили, мы не можем, большинство ученых сходятся в одном: уже 100 тыс. лет назад эти гоминиды вовсю практиковали ритуальную магию. С ее помощью наши предки договаривались о дружбе со зверями, на которых они охотились (и которые охотились на них), призывали удачу в поисках пищи и защищались от стихии.

Американский ученый Джон Зерзан предполагает, что ритуал ускорил развитие древнего общества и сплотил его членов, из ритуала возникло искусство. Правда, у знаменитых палеолитических «венер» (30 тыс. лет до н. э.), на наш вкус, экстерьер так себе: у них огромные груди, жировые складки и шишка вместо головы.

А вот, например, человек-лев из пещеры Хохленштейн-Штадель в Германии – вполне произведение искусства. Даже и не скажешь, что он сделан 35–40 тыс. лет назад с помощью кремневого ножа. Но вряд ли мастер старался его вырезать, только чтобы услышать от соплеменников что-то вроде: «Классную зверюгу ты смастерил, бро!» Да и зачем ему для этого насаживать голову льва на тело человека? Возможно, он надеялся, что таким образом получит силу льва, его ловкость на охоте или еще что-то такое.

Или, может быть, лев считался прародителем его племени, ведь африканские бушмены до сих пор ассоциируют себя с животными. Пришедшие в XIX веке в Африку колонисты удивлялись странным верованиям бушменов: те жили родами, каждый род носил свое название: Жирафы, Скорпионы или Вши (чем плохие зверюшки?). Современные бушмены считают, что звери и люди раньше были единым народом, отсюда и названия племен.

Догоны, обитатели Мали, уверены, что, когда творец всего бог Амма создал мир, смерти еще не было. Состариваясь, люди превращались в змей и по ночам приходили к своим родственникам, чтобы поесть. А конго (из одноименной республики) считают, что царские династии происходят от леопарда. Поэтому, например, если ты случайно убьешь этого зверя, то называть его леопардом нельзя. И уж тем более нельзя говорить, что ты его убил. Надо сказать как-то вроде «хозяин страны заснул навсегда».

Соседи конго – сунди – тоже почитали леопарда. Это, правда, не мешало им убивать этих кошек, если они слишком часто задирали домашних коз или коров. Но каждый раз над погибшим леопардом проводили священный ритуал, чтобы лишить его ранга вождя. Голову зверя обвязывали пальмовыми листьями, а в уши набивали траву. Очень удобный импичмент: никакого тебе голосования в парламенте и прочей канители.


По ком плачет косатка

Получается, что каждый человек, и в особенности прачеловек, обладает мифологическим сознанием. Но работает ли это в обратную сторону? То есть каждый ли, кто обладает мифологическим сознанием, – человек? Тут не все так однозначно.

В 2016 году участники панафриканской программы по наблюдению за шимпанзе опубликовали сенсационные данные: у обезьян есть ритуалы! По крайней мере один – точно. Суть его вот в чем: шимпанзе подходит к дереву в лесу и изо всех сил швыряет в него камень. При этом громко орет. Если с собой у него нет подходящего булыжника, зверь подбирает камень тут же, у дерева.

Никакой практической пользы от этого упражнения нет, но шимпанзе явно получает от него удовольствие. Причем все обезьяны в этой местности строго соблюдают сценарий: пришла, кинула с громким криком каменюку и довольная ушла. Типичный ритуал. Но что он означает, ученые понять не могут.

Ну, хорошо, скажете вы, шимпанзе – это все-таки умнейшие человекообразные, они могут достигать уровня развития трехлетнего ребенка, так что и ритуалы у них не удивительны.

А как насчет голубей? Их IQ заметно ниже обезьяньего, но вот американский психолог Беррес Скиннер в 1948 году описал ритуализированное поведение этих птиц. Он устроил эксперимент: сажал голубя в клетку и через специальное окошко каждые 15 секунд птице автоматически предлагалась еда. Дают на несколько секунд, а потом убирают. Голубь, конечно, недоволен, что корм пропадает так быстро, и пытается найти способ, как к нему добраться и поесть всласть. Крутится, тычет клювом в стенки, стучит в пол.


Слоны — одни из немногих животных, оплакивающих своих погибших товарищей. При этом они часто кладут хобот поверх оплакиваемого или трутся о него. Фото: Getty Images, dailymail.co.uk

И вдруг понимает: «Я сунул клюв в этот угол клетки – и тут же получил корм. Дай-ка еще разок попробую! Снова удача! Эврика!» И наивный голубь начинает совершать одно и то же действие, ожидая подкрепления. Одни подопытные птицы для этого кивали головами, другие крутились вокруг своей оси, третьи вставляли клюв в определенное место клетки. Разве не напоминает наше суеверие? Многие в детстве старались пройти по асфальтовой дорожке, не наступив ни на одну трещинку. И верили, что это принесет удачу.


Ритуалы есть и у слонов: общеизвестно, что они очень долго скорбят по умершим сородичам. И даже устраивают что-то вроде погребений: забрасывают тело ветками. За морскими животными наблюдать намного сложнее, но ученым удалось обнаружить похожие ритуалы у дельфинов и косаток. Животные окружают погибших родственников и долго не покидают их, будто прощаются. Особенно это свойственно самкам: они очень тоскуют по умершим детям. В 2018 году исследователи в американском местечке Пьюджет-Саунд наблюдали, как мать-косатка 17 дней носила за собой своего мертвого детеныша.


Именно погребальные ритуалы палеоантропологи считают признаком наличия у древних гоминидов мифологического сознания. И если ветками они своих умерших не закидывали, то цветочной пыльцы в отдельных могилах намного больше, чем могло бы попасть туда случайно, – так что, возможно, и наш обычай приносить цветы на могилу берет свои корни еще в неандертальской жизни. Быть может, не так уж далеко мы отстоим не только от них, но и от китов и голубей? Поневоле закрадываются сомнения в том, что нам стоит особенно заноситься и утверждать, что человек – венец творения.


Наука

Машины и Механизмы
Всего 0 комментариев
Комментарии

Рекомендуем

OK OK OK OK OK OK OK