Обнаружены ископаемые спиральные рукава нашей Галактики

Ученые использовали данные космической миссии Gaia и создали новую карту внешнего диска Млечного Пути. Были обнаружены свидетельства спиральных рукавов, ранее существовавших у нашей Галактики.
Обнаружены спиральные рукава нашей Галактики

Земля находится в одном из спиральных рукавов Млечного Пути, поэтому структуру нашей Галактики восстановить довольно сложно. Вычислить расстояние до объектов в космосе трудно, не зная их яркости. А в Млечном Пути находится значительная часть объектов, яркость которых человеку неизвестна. Поэтому люди могут не заметить многочисленные структуры в нем. Так, ученые обнаружили ранее неизвестный набор таких структур во внешних областях Млечного Пути.

Открытие произошло благодаря космической обсерватории Gaia Европейского космического агентства, нацеленного на создание трехмерной карты Млечного Пути с высочайшей точностью. Обсерватория Gaia вращается вокруг Солнца вместе с Землей по круговой орбите и изучает звезды в Млечном Пути, наблюдая за изменением их положения. С момента развертывания космического телескопа в 2013 году его данные позволили обнаружить ряд новых структур.

Исследовательская группа из Испании и Великобритании проанализировала информацию, собранную Gaia с декабря 2020 года. Специалисты под руководством астронома Червина Лапорта из Университета Барселоны в Испании построили схему, на которой отразили многие ранее неизвестные вращающиеся нитевидные структуры на краю диска Млечного Пути с большой точностью и четкостью. Количество этих структур оказалось очень большим, чтобы объяснить их появление взаимодействиями с мелкими галактиками-спутниками в прошлом. По мнению авторов, это остатки приливных рукавов диска Млечного Пути, которые в разное время были возбуждены взаимодействием со спутниками; другими словами, это галактические ископаемые.

Еще одна гипотеза связана с тем, что это гребни искажений диска Млечного Пути, возникшие в результате столкновений с другими галактиками. Такие столкновения, по мнению исследователей, могут вызвать процессы, распространяющиеся по галактическому диску, подобно ряби на пруду.

В дальнейшем планируется проведение наблюдений, чтобы определить, какая из гипотез более вероятна. Ученые постараются выяснить, как появились новые структуры, что они могут рассказать о формировании и эволюции Млечного Пути.

Исследование было опубликовано в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

Фото: Laporte et al (Карта Млечного Пути, показывающая крупномасштабные дисковые структуры в средней плоскости)