Бактерии образуют биоплёнки так же, как люди создают поселения

Как минимум, с точки зрения моделей роста и динамики развития.
Бактерии образуют биоплёнки так же, как люди создают поселения
Микробиологи уже давно используют язык человеческих действий при описании жизни бактерий. В их отчётах микроорганизмы часто «колонизируют» и «вторгаются» в окружающие пространства, подстраивая среду под себя. Новое исследование в области естественных коммуникаций подтверждает, что эти метафоры являются куда более подходящими, чем предполагалось ранее.
Сочетание технологий визуализации сверхразрешения с вычислительным алгоритмом позволило выяснить, что по мере того, как отдельные бактерии размножаются и превращаются в плотную и липкую биопленку, их модели роста и динамика отражают те, которые наблюдаются при росте человеческих поселений.
«Используя взгляд на уровне спутника, мы следили за сотнями бактерий, распределенных на поверхности, на стадиях от их первоначальной колонизации до образования биопленки. И мы узнали, что, как это ни удивительно, пространственные и структурные особенности их роста аналогичны тому, что мы видим в процессе урбанизации», – комментирует результаты Хен (Мишель) Ку, профессор Школы стоматологической медицины Пенна и старший автор этой работы.

В целом, модели роста напоминали формирование городских районов. Некоторые отдельные «поселенцы» росли, разрастаясь в небольшие бактериальные «деревни». Затем, по мере того как границы деревень росли и в некоторых случаях сходились, они соединялись, образуя более крупные деревни, и в конечном итоге «города», а некоторые из этих городов в дальнейшем слились в более крупные «мегаполисы».
Учёные отметили, что только 40% бактерий переживали бурный рост, в то время как остальные становились составными частями разрастающихся объединений. Такие «города» не конфликтовали друг с другом при встрече, а начинали взаимное слияние. Ещё одной важной частью исследования стало изучение влияния бактерий других видов на рост таких объединений. Как выяснилось, с помощью грамотного подбора добавляемых бактерий можно как замедлить или прекратить, так и ускорить процесс создания биоплёнок.
По мнению исследователей, это открытие может помочь в разработке новых средств стимулирования роста полезных микробов и уничтожения нежелательных биопленок в процессе терапии.
Фото: Geelsu Hwang / University of Pennsylvania