я могу 
Все гениальное просто!
Машины и Механизмы
Все записи
текст

Проект Голландия: как Нидерланды спасаются от наводнений

В ночь 1 февраля 1953 года на побережье Северного моря разразился сильнейший шторм. К несчастью, он совпал с весенним паводком – приливом, во время которого уровень воды был повышен. Так произошло одно из самых страшных стихийных бедствий в истории Нидерландов. Громадные волны захлестнули голландское побережье и унесли жизни 1835 человек. 100 тыс. голландцев лишились домов и имущества. Тем не менее, страна не унывает и создала массу инновационных решений для защиты от наводнений. Все они – звенья одной грандиозной цепи, имя которой – «Дельта».
Проект Голландия: как Нидерланды спасаются от наводнений
Фото: Martin Terber, haaretz.com

Спустя 54 года над страной вновь нависла угроза стихийного бедствия. Штормовой ветер разогнался до 35 метров в секунду, нагоняя волны и поднимая уровень воды на три метра от средних значений. Но в этот раз Нидерланды встретили наводнение во всеоружии.

Барьер Маслант в закрытом состоянии. Фото: Donald Weber, ft.com

По мере прибывания воды сеть современнейших компьютерных датчиков запустила в действие аварийные протоколы. Приводимая в движение 680-тонными шарнирами дамба начала двигаться согласно изменению направления ветра и волн. В течение 30 минут неподалеку от Роттердама сомкнулась пара 240-метровых стальных конструкций, что позволило защитить город от воды.


К утру шторм прекратился, а затопления были незначительными. С вводом в эксплуатацию Масланткеринга, или барьера Маслант, в 1997 году в борьбе с наводнениями в Голландии наступила эра потрясающих успехов. Эта защитная конструкция – одно из крупнейших подвижных сооружений в мире. Но Масланткеринг — лишь один из элементов единой сети защитных конструкций, проекта «Дельта», самой современной в мире системы противодействия наводнениям.

Наводнение 1953 года, Нидерланды, watersnoodmuseum.n

Ниже уровня моря

Проблема контроля воды перед Нидерландами стояла давно. Страна располагается в дельте трех больших европейских рек: Рейна, Мааса и Шельды. И почти четверть ее территории лежит ниже уровня моря. Такие географические факторы гарантируют частые наводнения в регионе. Голландцы борются с ними настолько давно, что первые органы самоуправления еще в начале XII века назывались «советами по надзору за дамбами» и занимались защитой от наводнений.

Потоп Святой Елизаветы, 1421 г. Иллюстрация: Master of the St. Elizabeth Panels, rijksmuseum.nl

Но после штормов 1953 года правительство Голландии предприняло кардинальные шаги. Оно учредило комиссию «Дельта» и поставило перед ней задачу защитить все юго-западное побережье страны. Сосредоточившись на городах с высокой плотностью населения, комиссия должна была уменьшить ежегодную вероятность наводнений до менее чем 0,01 процента, что в 100 раз улучшало средний показатель прибрежного города. Для достижения этой амбициозной цели требовалось строительство различных инфраструктурных объектов по всей протяженности региона.

Масланткеринг. watersnoodmuseum.nl
Сооруженные на часто затопляемых территориях дамбы стали первым рубежом обороны. Раньше огромные водные пространства в устьях рек, впадающих в Северное море, во время штормов позволяли воде разливаться и затоплять участки суши. Но с помощью плотин эти территории превратились в крупные озера, ставшие впоследствии природоохранными и рекреационными зонами.

Такое решение не было универсальным и не подошло для судоходного канала Ньиве-Ватервег в дельте Рейна. Этот канал нужно было оставить открытым для торговых и промышленных судов, идущих в крупнейший порт Роттердам, и одновременно защитить его от сильных наводнений.

Именно в этом месте построили Масланткеринг. Изначально проект «Дельта» не включал этот барьер, но когда выяснилось, что запланированных дамб недостаточно для защиты населения, власти инициировали строительство грандиозного инженерного сооружения.

Двери размером с Эйфелеву башню

Огромные барьерные двери длиной 210 метров каждая на самом деле – полые плавучие понтоны. Во время шторма они сначала смыкаются, перекрывая фарватер, а потом наполняются водой, тонут и упираются в дно, превращаясь в массивный барьер. После того как ситуация нормализуется, вода откачивается из понтонов, которые снова всплывают и разводятся в стороны. Барьер подключен к компьютерной системе, она следит за погодой и уровнем воды, так что все эти процессы происходят в автоматическом режиме.


Остерсхелдекеринг – еще одна преграда от штормовых нагонов, расположенная между островами Схаувен-Дейвеланд и Норд-Бевеланд. Это самая большая из 13 построек проекта «Дельта», самая дорогая и сложная в строительстве.

Строительство Остерсхелдекеринга. Фото: Harry van Reeken/ Rijkswaterstaat, zeeuwseankers.nl
Девятикилометровый барьер изначально был спроектирован и наполовину построен как закрытая плотина, но после протеста местных рыболовов на оставшихся четырех километрах установили огромные шлюзовые ворота. Как и в случае с Масланткерингом, они почти всегда открыты и смыкаются только во время непогоды и ежегодных испытаний.
urbancreature.co watersnoodmuseum.nl
После «Дельты»

Хотя официально проект «Дельта» завершился в 1997 году, в последующие годы голландцы осуществили новые планы по защите от наводнений внутри страны.

Река Вааль, Неймеген, Нидерланды. Это самый сложный проект в рамках программы «Место для реки». Река Вааль здесь резко изгибается и сужается. Это создает узкое место, которое часто вызывало наводнения в историческом центре города Неймеген. baca.uk.com

В рамках проекта «Место для реки» с побережья рек перенесли фермы и построенные ранее дамбы. Это освободило место для сбора воды в низко расположенных речных долинах, которые превратились в водохранилища и места обитания рыб и водоплавающих птиц. Такое стратегическое отступление не только снизило риск наводнений, но и позволило провести перепланировку поселений, уплотнить их и сделать более устойчивыми к стихийным бедствиям.

Новые меры: перемещение дамбы на реке Вааль и строительство вспомогательного канала в ее пойме. Другие изменения: углубление русла реки, удаление накопившихся отложений для понижения уровня поймы и устранение препятствий, затрудняющих перемещение вод. В итоге получился удлиненный остров между историческим центром и северным берегом реки Вааль. baca.uk.com

Впрочем, ничто не иллюстрирует многоплановый подход Нидерландов к водным вопросам лучше, чем устройство Роттердама, который почти целиком лежит ниже уровня моря. Наиболее густонаселенные старые кварталы в случае угрозы наводнения защищают традиционные дамбы.

Плавучие дома в Роттердаме. Фото: Mawipex/VW Daken, holcimelevate.com

В то же время новые районы города строили на искусственно поднятых территориях. Кроме того, в гавани города есть… плавучие здания, которые поднимаются в зависимости от уровня воды.


Все эти стратегии – лишь некоторые из примеров технологий и проектов Нидерландов в сфере управления водными ресурсами. Страна продолжает поиски новых методов для повышения устойчивости своих городов к стихийным бедствиям.



Технологии

Машины и Механизмы
Всего 0 комментариев
Комментарии

Рекомендуем

OK OK OK OK OK OK OK