Японцы обнаружили ещё несколько видов бактерий-экстремалов в очень неожиданном месте

Порой микробы выбирают весьма необычные места для жизни. Некоторые их виды живут в кислоте, другие отлично чувствуют себя в вечной мерзлоте. Есть и те, кто облюбовал горячие горные источники. Но, как выяснилось, есть и другие не менее уютные места, давным-давно облюбованные бактериями.
Японцы обнаружили ещё несколько видов бактерий-экстремалов в очень еножиданном месте
Речь идёт о цианобактериях вида Chroococcidiopsis, которых японским учёным удалось обнаружить на глубине 750 метров под океаническим дном. Уютно обжившись в остывшей магме, они активно плодились в полной темноте и при почти полном отсутствии пищи в привычном нам понимании.

Оказалось, что там живёт много цианобактерий-экстремофилов, предпочитающих разные способы питания. Некоторые экстремофилы сами производят для себя пропитание, например, путём фотосинтеза.

Но откуда ему взяться в полной темноте? Не нашлось в остывшей магме и следов водорода в достаточном количестве, а ведь он тоже известен как популярная «закуска» для экстремофилов. Дальнейшее изучение бактерий позволило установить, что многие из обнаруженных видов питаются фрагментами аминокислот и следами жиров, просачивающихся через трещины океанической коры. Некоторые из микробов также обладают способностью накапливать углерод в своих клетках, в то время как другие могут извлекать его из жёстких молекул, называемых полиароматическими углеводородами.

Полученные сведения существенно разнообразили знания учёных о биосфере в районе подводного хребта в Индийском океане. Теперь исследователи намерены исследовать этот геологический слой в других местах.

К сожалению, работу затрудняет то, что не везде так же просто получить доступ к магматическому поддонному слою. Есть и проблема для микроорганизмов: далеко не везде есть достаточное количество трещин, обеспечивающих доступ питательных веществ на такую глубину. В любом случае, живут ли цианобактерии в других подобных местах, или же этот хребет уникален, всё ещё предстоит выяснить.

Фото: Frieder Klein/WHO