Учёные обнаружили три сливающихся чёрных дыры

Астрономы нашли три сверхмассивных чёрных дыры, которые вот-вот столкнутся.
Учёные обнаружили три сливающихся чёрных дыры

Чёрные дыры лежат в основе сливания трёх галактик на расстоянии около 1 миллиарда световых лет от Земли. Это первая подобная находка.

Ведущий автор исследования Райан Пфайфл из Университета Джорджа Мейсона в Фэрфаксе сказал, что не ожидал найти тройную сверхмассивную черную дыру. «В то время мы искали только пары черных дыр и тем не менее, благодаря нашей методике отбора мы наткнулись на эту удивительную систему», – сказал ученый. Система получила название SDSS J084905.51 + 111447.2.

После обнаружения SDSS J084905.51 + 111447.2 учёные стали собирать информацию о ней со всех телескопов. Сначала с помощью телескопа Sloan Digital Sky Survey (SDSS) из Нью-Мексико получили изображение системы.

Затем исследователи изучили информацию от инфракрасного космического телескопа NASA WISE. Данные показали, что система активно испускает инфракрасное излучение, что является подтверждением как минимум одной сверхмассивной черной дыры.

Благодаря орбитальным инструментам Chandra и NuSTAR выяснилось, что в центре каждой из трёх систем есть яркий рентгеновский источник, который указывает на то, что там расходуется много газа и пыли. Это также является верным признаком наличия чёрных дыр.

Окончательно удостовериться исследователям помог наземный телескоп LBT. Спектральные линии, полученные с его помощью, показали, что в центры галактик падают огромные массы вещества – чёрные дыры поглощают всё вокруг.

Астрономы уже немного знают о том, как сливаются чёрные дыры. В этом им помог детектор гравитационных волн LIGO. Но тройная система, вероятно, работает иначе, чем традиционный дуэт слияния. Присутствие третьей сверхмассивной чёрной дыры скорее всего заставит соседей объединиться гораздо быстрее.

Учёные предполагают, что тройное слияние чёрных дыр явление редкое, однако с комплексным подходом и сбором данных со всех устройств они будут стараться найти подобные прецеденты.

фото: NASA/CXC/George Mason Univ./R. Pfeifle et al.; Optical: SDSS & NASA/STSc