Пресноводные рыбы умеют адаптироваться к воздействию токсичных органических веществ

Учёные из ИБВВ РАН изучили влияние на обмен веществ рыб продуктов разложения растительных и животных остатков — гуминовых кислот — и обнаружили, что пресноводные костистые рыбы умеют адаптироваться к их воздействию и защищаться от него.

Гуминовые кислоты являются одним из основных органических компонентов поверхностных вод. В больших количествах они опасны для водных существ: попадая в организм рыб, они начинают активно взаимодействовать с молекулами, что приводит к ухудшению здоровья животных, а значит и к экономическим издержкам в сфере рыбного промысла.

«Для достижения поставленной Правительством РФ цели — перехода к высокопродуктивной аквакультуре — важно обладать информацией об ограничениях, которые накладывает среда обитания на сам объект аквакультуры. Данный проект направлен на изучение физиологических реакций рыб на действие важного экологического фактора — содержания гуминовых кислот в водной среде», — рассказала Виктория Юрченко, руководитель проекта по гранту РНФ, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института биологии внутренних вод имени И. Д. Папанина Российской академии наук (ИБВВ РАН, Борок, Ярославская область).

При помощи протеомного анализа печени рыб российские учёные проанализировали влияние гуминовых кислот на их обмен веществ. Эксперименты проводились на примере маленьких пресноводных рыбах — медаках, которые широко применяются в науке в качестве тест-объектов. В ходе исследования рыб помещали в воду с разной концентрацией гуминовых кислот, а затем смотрели на их состояние.

Сначала выяснилось, что организм рыб вырабатывает много ферментов биотрансформации, что свидетельствует о стрессе под воздействием вредных веществ. Однако далее учёные не выявили следов окислительного повреждения. Это указывает на то, что организм рыб хоть и воспринимает гуминовые кислоты как нечто вредоносное, впоследствии всё же адаптируется к ним, перестраивая метаболизм.

«Успешность аквахозяйства и его доходность напрямую зависит от здоровья рыб. Наши результаты позволяют иначе взглянуть на то, как эти животные реагируют на действие гуминовых кислот. Их высокая концентрация в водной среде является негативным фактором, поэтому уменьшение концентрации гуминовых кислот в воде позволяет снижать нагрузку на организм. Тогда энергия не тратится на защиту от этих веществ, а используется на нормальную жизнедеятельность. В практическом плане это выражается в более быстром наращивании полезной массы рыб, то есть повышении эффективности аквакультуры», — отметила Виктория Юрченко.
Фото: Wikipedia