Подземные источники пищи позволяют бактериям выделять мышьяк в грунтовые воды

Наличие мышьяка в подземных водах — огромная проблема для более чем ста миллионов человек во всем мире. Его производят микроорганизмы, которые, как выяснили ученые, потребляют пищу не с поверхности земли, а из глубоких слоев породы. Это значительно усложняет очистку воды и защиту населения.
Подземные источники пищи позволяют бактериям выделять мышьяк в грунтовые воды
Во многих регионах Юго-Восточной Азии можно найти большое количество горных пород, содержащих мышьяк. Когда они попадают в воду, то становятся домом для микроорганизмов, перерабатывающих железосодержащие минералы и выделяющих опасный химический элемент. Но для этого им в качестве пищи необходим органический материал.

«Ранее предполагалось, что органический материал с поверхности, такой как растения или водоросли из прудов и озер, позволяет микроорганизмам растворять железосодержащие минералы и выделять мышьяк, — говорит автор исследования. — Но мы обнаружили, что во многие подземные воды органический материал с поверхности не проникает очень долго».

Исследование проводилось в деревне с загрязненной мышьяком водой, расположенной в 15 километрах к юго-востоку от Ханоя во Вьетнаме. Ученые извлекли образцы горных пород из подземных вод, чтобы узнать, сколько органического материала в них содержится, откуда он появился, и могут ли присутствующие микроорганизмы использовать его в качестве источника пищи и энергии.

«Органический материал попал в образцы из остатков старых мангровых лесов, отложившихся в горных породах, содержащих мышьяк, — говорит автор исследования. — Микроорганизмы используют его в качестве источника пищи, и выделяют химический элемент в грунтовые воды».

Полученные данные могут помочь точно предсказывать будущее загрязнение питьевой воды и, если это возможно, предотвратить его.

Фото: 1) University of Tübingen; 2) Осадок из подземного колодца в Ванфуке, Вьетнам, в отложениях сохранился темный органический материал, оставшийся от древних мангровых лесов. University of Tübingen