В куске янтаря найдена голова крошечного динозавра

В янтаре нашли фрагмент самого маленького динозавра, который питался насекомыми и мелкими беспозвоночными.
В куске янтаря найдена голова крошечного динозавра

Эта крошечная голова длиной 14 миллиметров (включая клюв), принадлежит одному из самых маленьких динозавров, когда-либо найденных. Заточенное в янтаре на почти 100 миллионов лет, это создание принадлежало к группе динозавров, которые породили современных птиц. Животное было, вероятно, размером с колибри-пчелку, самую маленькую птицу из живущих сегодня (длина колибри-пчелки – 5,7 см, а весит она всего 2 г).

Окаменелость, обнаруженная в Мьянме, получила название Oculudentavis khaungraae или «птица с клыками». У этого существа большие глазницы расположены по бокам головы, как у современных ящериц, а прорези глаз - узкие, чтобы ограничивать поступающий свет. Это очевидный намек на то, что животное было активным в дневное время суток.

Верхняя и нижняя челюсти «птицы с клыками» полны острых зубов, что часто встречается у птичьих предков. Это означает, что перед нами хищник, который, вероятно, питался насекомыми и другими мелкими беспозвоночными, сообщают исследователи. Они предполагают, что крошечный размер вида является образцом «островной карликовости», поскольку он, вероятно, населял дугу островов, существовавших там, где сегодня находится Мьянма. И жил в условиях дефицита пищи и относительной безопасности.

В отсутствие остальных частей тела, ученые не могут точно сказать, в каких отношениях Oculudentavis находился с другими птицеподобными динозаврами – или мог ли он летать. Но они подозревают, что этот вид относится к группе относительно примитивных птиц, возможно, похожих на археоптерикса (вымершее позвоночное размером с ворону, нечто между пресмыкающимися и птицами) и джехолорниса (наиболее известная ископаемая птица, величиной с индейку). Эти виды существовали от 150 до 120 миллионов лет назад.

Данный случай, когда янтарь благополучно консервировал для современных исследователей фрагмент динозавра, - не единственный. Так, в 2015 году был обнаружен яйцеобразный образец янтаря, содержащий остатки хвоста 35 мм длиной детеныша нелетающего динозавра. Сам детеныш был, предположительно, размером с воробья, а жил он примерно 99 миллионов лет назад. Образец содержал фрагменты скелета динозавра (2 позвонка), а также перья. Что позволяет утверждать, что перья были не только у летающих динозавров. И надеяться на то, что много еще любопытного предстоит узнать современным исследователям благодаря янтарю.