Эколог Пермского Политеха рассказала, к чему может привести загрязнение Мирового океана

Мировой океан – единая и непрерывная водная оболочка Земли, которая покрывает около 70,8 % ее поверхности.

Фото: Kellie Churchman, pixeles.com

Эколог Пермского Политеха Лариса Рудакова рассказала, какого уровня достигло загрязнение Мирового океана в наше время и как оно угрожает человечеству. Ученый пояснила, что может произойти, если шкала загрязнения достигнет критической точки.

– Вода – ценнейший ресурс планеты, наряду с воздухом и почвой. Совокупность этих сред способствовала созданию условий для появления и развития биологических систем. Формирование техносферы привело к ущербу для всех природных сред, в том числе водных объектов. Водоемы содержат механические, химические и биологические виды загрязнений: различные отходы, органические и неорганические химические соединения, патогенные бактерии, вирусы. Все это приводит к разрушению сложившихся экосистем, снижению их биоразнообразия, нарушению функций естественного самоочищения и саморегуляции, – рассказывает заведующая кафедрой «Охрана окружающей среды» Пермского Политеха, научный сотрудник Лаборатория рационального природопользования и природоподобных технологий, доктор технических наук, профессор Лариса Рудакова.

Загрязнение Мирового океана – это глобальная проблема, от которой уже сейчас страдают люди, животные и растения. Водные ресурсы загрязняет микропластик, который представляет собой частицы пластика размером менее 5 мм. Его опасность обусловлена накоплением загрязнений в тканях живых организмов за счет пассивного поглощения из воды и их последующей передачей по пищевой цепи. Микропластики обнаружены в Мировом океане повсеместно, от поверхности до дна, от Арктики до Антарктики.

– В марте 2022 года впервые появились сообщения об обнаружении микропластика в организме человека. Ученые из Нидерландов в крови 22 обследованных людей выявили микрочастицы нескольких полимеров. Частицы одного из его типов обнаружили в крови 17 человек, в половине случаев это был полиэтилентерефталат (ПЭТ), из которого изготовляют обычные бутылки для воды, – отмечает исследователь.

По словам ученого, влияние микропластика на здоровье человека недостаточно изучено, но он способен повреждать внутренние органы, а также выделять внутри организма опасные химические вещества. К числу новых видов загрязнений, обнаруженных в водных объектах, относятся и антибиотики, что может привести к серьезным последствиям для живых организмов.

Высокий уровень загрязнения водных ресурсов уже сейчас приводит к дефициту качественной питьевой воды в отдельных регионах планеты, к снижению качества жизни, нарушению мест обитания живых организмов, которые также являются объектами промысла и добычи. Повсеместное загрязнение воды может повлечь за собой катастрофические последствия: невозможность использования воды для питья и удовлетворения санитарно-гигиенических потребностей, рост уровня заболеваемости.

По словам ученого, развитие цивилизации привело к усилению загрязнения Мирового океана. Возможность избежать негативных последствий зависит от многих факторов, в частности, от способности человечества справиться с проблемой загрязнения и природных механизмов самоочищения водных сред.