я могу 
Все гениальное просто!
Машины и Механизмы
Все записи
текст

Овации бурные и не очень: что такое аплодисментометр

Аплодисменты – вечные спутники телевизионных шоу. Их часто добавляют фоном, чтобы подогреть интерес аудитории или выделить ключевые моменты. Во второй половине XX века аплодисменты стали средством измерения – они решали исход телеконкурсов и подсказывали, кому симпатизирует зритель. Чтобы оценить громкость хлопков, придумали даже специальный прибор – аплодисментометр.
Овации бурные и не очень: что такое аплодисментометр
kinofilmpro.ru

Откуда хлопаем

Впервые устройство, считывающее аплодисменты, использовали в конце 1960-х в эфире британского телевизионного шоу Opportunity Knocks. Его организатор Хьюи Грин стремился создать уникальный телепродукт. В то время победа конкурсантов на шоу чаще всего определялась группой экспертов. Грин хотел вовлечь зрителя в этот процесс, сделав его более открытым: на Opportunity Knocks лидеров выбирала публика. Реакция студийной аудитории на каждый этап шоу измерялась хлопками. Для этих целей использовали аплодисментометр.

Хьюи Грин. imdb.com

Аплодисментометр, или хлопкометр (clapometer) – это прибор, отражающий объем хлопков, сделанных в помещении. По сути он представляет собой обычный измеритель уровня звука (или уровня звукового давления) и напоминает портативный инструмент с микрофоном. Такие приборы чаще всего используются в исследованиях шумового загрязнения для количественной оценки различных видов шума: экологического, промышленного, горнодобывающего или авиационного. Телевизионщики адаптировали привычный для ученых гаджет и дали ему новое название. В шоу Грина хлопкометр размещался в деревянном ящике со стрелкой, которая двигалась, улавливая шум. Современные аналоги, как правило, похожи на этот первый опыт.

Аплодисментометр Хьюи Грина. Фото: Science Museum Group, collection. sciencemuseumgroup.org.uk; tvcameramuseum.org

В некоторых шоу вместо реального аплодисментометра использовали (и наверняка используют) фикцию. Телевизор показывал, что устройство активировано и ведет подсчет, но на экран выводили не данные реального звукоизмерительного прибора, а оценочное суждение человека, следящего за реакцией зала. В конце концов, зачем покупать специальный девайс, если наше ухо тоже вполне способно улавливать шум?

Альтернативы хлопкометру

Аудитория в студии может определить победителя шоу, просто подняв руки. Для наглядности зрители показывают карточки разного цвета, обозначающие их предпочтение. Можно и опросить собравшихся, используя устройства для голосования с кнопками, – так делали в шоу «Кто хочет стать миллионером». Эти способы более точны, чем счетчик аплодисментов.

Но почему же измеритель хлопков стал когда-то так популярен? Его преимущество – в элементе возбуждения зала: зрители активно хлопают, вовлекаются в процесс, переживают, чувствуют себя соучастниками. Правда, в последние годы на шоу талантов судьбу претендентов решают зрительские звонки и sms-сообщения. А если все же хочется похлопать, можно воспользоваться программным обеспечением Clap-o-meter для компьютеров и мобильных устройств. Оно через микрофон считывает данные и выдает результат по шуму.

Игровое шоу Who Wants to Be…? (каждый участник платит равный взнос, который идет в банк. Далее зрители генерируют идеи, на что можно потратить деньги (отреставрировать парк или испечь самую большую в мире пышку, например). А затем голосуют карточками за лучшую идею). Фото: The People Speak! flickr.com

Punderdome 3000 (игра слов: «Каламбур-купол 3000» или «Каламбур-башка-3000»). Эпическое соревнование по шуткам и каламбурам. Его результаты оценивал «Человеческий аплодисментометр», который двигал стрелку, чтобы отразить чувства наблюдателей. Нижняя часть шкалы — «бросаются гнилыми помидорами» (почти нулевые аплодисменты), верхняя – «каламбурогромные аплодисменты». nyulocal.com

Дохлопали до иска

В 1989 году британский суд рассматривал дело Green против Broadcasting Corporation of New Zealand. В качестве истца в нем выступал тот самый автор Opportunity Knocks Хьюи Грин. Британец настаивал, что его авторские права нарушила телекомпания из Новой Зеландии, которая тоже использовала «изюминку» британского шоу – аплодисментометр. Суд не счел эти аргументы достаточными, хоть и признал, что некоторые элементы британской версии программы действительно скопированы. Свое решение суд объяснил тем, что авторское право не защищает идею как таковую. Но Хьюи Грин все равно вошел в историю британского телевидения как талантливый телеведущий – очень уж нравилось зрителям его проектов хлопать в ладоши.

Коротко

Машины и Механизмы
Всего 0 комментариев
Комментарии

Рекомендуем

OK OK OK OK OK OK OK