На лицо прекрасные
Гимпи-гимпи, prolandscapermagazine.com
Эй, окольцованный!
Этот красавец окольцован не единожды – на его теле можно насчитать от 50 до 80 колец. Еще бы – с такой-то внешностью! Но, как и многие красавчики, он «зазвездился» и стал токсичным. Знакомьтесь: синекольчатый осьминог (представитель рода Hapalochlaena с несколькими видами) – одно из самых ядовитых животных на планете. Он важно плавает в прибрежных водах Тихого океана – от Японии до Австралии. Распознать его легко, особенно когда милашка испуган или раздражен – на его желтой коже проступают яркие кольца – черные или синие. Питается он, как и полагается аристократу, крабами и креветками. Впрочем, не расслабляйтесь: если на его пути появится человек, то с испугу он атакует и его. Говорят, яда в организме этой твари столько, что хватит убить за 15 минут 26 взрослых представителей Homo sapiens! И это несмотря на небольшие размеры: длина его тела – всего 4–5 см, а щупалец – до 10 см. Как и многие яды живых существ, токсин осьминога состоит из множества компонентов, но основной из них – тетродотоксин. Он парализует жертву и ее дыхательные центры. При этом та находится в сознании и все понимает! Из-за полной парализации и остановки дыхания нередко ужаленных людей считают уже мертвыми и не оказывают им помощь. Сами же «укушенные» часто узнают о случившемся слишком поздно – атака моллюска довольно безболезненна, а противоядия от его токсина не существует.
Фото: Alex Lindbloom, divephotoguide.com
Крапива отдыхает
На первый взгляд перед нами вполне обычный куст с симпатичными маленькими плодами розового или фиолетового цвета, напоминающими шелковицу, которая растет у нас на юге. Да и имя у него веселенькое – гимпи-гимпи. Но это лишь на первый взгляд – как пелось в стареньком хите, «снимает маски взгляд второй». Другое название кустарника – жалящее дерево (Dendrocnide moroides), и относится оно – на секундочку – к семейству крапивные! Хоть и произрастает не в вашем дворе, а в тропических лесах Австралии и Индонезии и считается одним из самых ядовитых растений на Земле. Многолетний кустарник может достигать 10 метров в высоту, хотя обычно не превышает трех. Узнать его среди другой тропической растительности непросто – по крайней мере не специалисту, разве что по форме листьев: они крупные и сердцевидные, около 12–22 см в длину и 11–18 в ширину, с зубчатыми краями. И листья, и плоды – вообще все растение покрыто крошечными волосками – трихомами – они-то и таят опасность: встреча с ними приведет к чрезвычайно болезненному химическому ожогу, от которого можно страдать месяцами (но чаще – несколько дней). Чтобы погибнуть от него представителю нашего рода – придется постараться (известен лишь один случай человеческой жертвы), а вот если бы вы были собакой или лошадью, то запросто! В этом случае первую помощь вам (а она заключается в том, чтобы использовать воск для депиляции или липкую ленту, ведь нужно удалить из кожи злосчастные волоски), скорее всего, не оказали бы, потому что окружающие вовремя не заметили бы ожог, поэтому собаки и лошади – постоянные жертвы этого родственника крапивы. Опасно даже находиться рядом с гимпи-гимпи: жалящие волоски то и дело выпадают из кустарника и витают вокруг него в воздухе – их можно вдохнуть и получить воспаление слизистой.
Фото: Willem van Aken, csiro.au
Птичку не жалко
Еще один представитель юго-восточных тропиков нашей планеты – двуцветная дроздовая мухоловка. Она же – двуцветный питоху (Pitohui dichrous). Она же – небольшая милая птичка семейства иволговых. Обитает в Индонезии и Новой Гвинее. Там и «орудует», промышляя убийствами небольших животных. И вроде бы птичка как птичка – размером с дрозда. Красивая, конечно – благодаря яркому контрастному оперению: сочетанию оранжевого и черного. Питается насекомыми, фруктами и мелкими позвоночными. Но это один из очень редких представителей рода пернатых, обладающих ядом. Да не абы каким, а батрахотоксином – одним из сильнейших в природе. Это вещество способно необратимо связываться с натриевыми каналами в клеточных мембранах, что приводит к снижению электрического потенциала клетки. Итог печален – клетка теряет способность к передаче нервных импульсов, возникает паралич дыхательной мускулатуры. Человек и животное погибают от остановки сердца. Впрочем, трогать дроздовую мухоловку можно – недаром на многих фотографиях из сети она сидит на руке у человека. Но нельзя допускать, чтобы она поцарапала вас или клюнула. Яд птицы похож по составу на токсин ярко окрашенной тропической лягушки – ужасного листолаза (а вот к этому созданию прикасаться категорически не рекомендуем!). Все верно, ведь и те, и другие питаются ядовитыми жуками Choresine pulchra, к токсину которых у них выработался иммунитет.
Фото: Frédéric PELSY, ebird.org
Ракушки из отпуска
Зато вот этих существ (точнее, то, что от них осталось) видели все, а многие – даже привозили с собой с моря в качестве сувенира (благо на юге за ними не надо нырять в морскую пучину – их продают на каждом углу). Это красивые небольшие ракушки в виде конусов с одноименным названием (Conidae). Но совсем немногие знают о том, как ядовиты обитатели этих милых «домиков» – хищные брюхоногие моллюски, живущие в тропических морях (хотя некоторые обитают и в более высоких широтах). Их «отрава» состоит из конотоксинов – это такие пептиды. Противоядия от них нет. Одна такая улитка может легко убить человека (не говоря уже про многощетинковых червей и рыб, которыми она питается). Особенно опасен географический конус (Conus geographus) – говорят, смерть человека при соприкосновении с ним наступает в течение пары минут. А 1993 год и вовсе стал рекордным – умерло 16 человек, и 12 случаев из них лежит на совести Conus geographus. И да, вот вам статистика: в Тихом океане от укусов конусов ежегодно погибает 2–3 человека, а от акул – всего один. Интересно, впрочем, что эти улитки имеют большой разброс по степени ядовитости (в отличие от других токсичных животных, например, скорпионов или змей, один и тот же вид которых всегда одинаково «зловреден»), причем в пределах одного вида и места обитания. А еще их нейротоксины различны по механизму действия: одни обездвиживают, другие… обезболивают (например, у Conus magus). Последнее свойство очень заинтересовало ученых, которые хотят заменить этим ядом вызывающие зависимость морфины. Зиконотид – анальгетик, полученный с их помощью, в 1000 раз сильнее морфина и уже используется при лечении СПИДа, рака и ряда неврологических заболеваний.
Фото: Marcoquillages, flickr.com
Милота в квадрате
Напугались? Вот вам напоследок совсем милое существо – знаменитый толстый лори. Как он сюда попал? Потому что это единственный ядовитый примат. Имя «толстый» говорит само за себя – достаточно взглянуть на этого пухляша. Он похож на остальных лориевых, но довольно крупный: длина его тела достигает 38 см, а масса – 1,5 кг. Яд этот обаятельный толстяк выделяет с помощью желез на передних лапках, которыми он натирает голову, чтобы отпугивать хищников, или слизывает и держит во рту, а потом кусается. Токсин лори способен вызвать удушье и смерть не только у мелких животных, но даже у человека, а еще служит примату для защиты от паразитов. Ученые также считают, что яд может иметь и другую функцию, подобную кошачьим «феромонам», – с его помощью животное «метит» территорию. Вероятно, из-за этого несчастных «лориков» в юго-восточной Азии используют в качестве средства народной медицины. В Камбодже, например, верят, что засушенные части их тела могут лечить рак, а еще раны, ревматизм и даже проказу. А обеспеченные женщины покупают эти снадобья, чтобы облегчить боль при родах. Вера в целительную силу этих медлительных милах настолько сильна, что они постоянно подвергаются нападениям со стороны местных жителей. Охотятся на них и для того, чтобы привезти из жарких стран «экзотическую зверюшку» в качестве домашнего питомца, а леса – места их обитания – то и дело вырубают. Поэтому Международный союз охраны природы с 2007 года записал все пять видов толстых лори к уязвимым и вымирающим.
Фото: Joel Sartore, joelsartore.com
Коротко
Ольга Фадеева