Куда полетит «Федерация»
За последние годы число пилотируемых космических кораблей в мире поубавилось. Американский многоразовый корабль «Спейс шаттл» в последний раз стартовал в 2011-м. Сегодня от челноков отказались – очень дорого: $1,45 млрд каждый запуск. Так что сейчас астронавты NASA могут попасть на борт МКС только одним путем – используя советские/российские космические корабли «Союз». Их начали создавать еще в середине 1960-х и с тех пор неоднократно модернизировали. Самой последней моделью стал «Союз МС», заимевший, кроме прочего, новую систему сближения и стыковки «Курс-НА», цифровую телевизионную радиолинию и новые датчики системы ГЛОНАСС.
Но «Союз» не вечен. Он морально устарел и не отвечает требованиям времени. Важный минус – крайне стесненные условия для экипажа, и этот вопрос нельзя решить, не переделав корабль полностью (читай: сделав новый). В принципе, Россия могла бы и дальше использовать «Союзы» для полета к МКС, если бы не вмешались другие космические игроки. Так, американцы усиленно работают над пилотируемыми версиями кораблей Orion, Dragon и CST-100. Если эти проекты увенчаются успехом (а шансы на это высоки), то «Союзы» останутся не у дел. Ведь все три заокеанских аппарата в техническом плане превосходят их в разы.
Поэтому в нашей стране не первый год подумывают над новым кораблем. Им мог бы стать пилотируемый многоразовый «Клипер», проектировавшийся в Ракетно-космической корпорации «Энергия» с 2000 года. Из-за финансовых проблем и технических трудностей этот проект закрыли, но уже в 2009 году РКК «Энергия» одержала победу в конкурсе на разработку другого корабля со сложным обозначением ППТС-ПТКНП (Перспективная пилотируемая транспортная система-Пилотируемый транспортный корабль нового поколения). Сейчас ППТС называют «Федерацией», что в очередной раз говорит: планы у российского руководства более чем серьезные.Как у американских аналогов, отдельные компоненты корабля можно будет использовать вновь; у него будет многоразовая возвращаемая часть усеченно-конической формы, а вот цилиндрический агрегатно-двигательный отсек одноразовый. Эта особенность – однозначный плюс, но нельзя сказать, что она сделает корабль уникальным: американцы в своих новых пилотируемых кораблях тоже реализуют этот принцип. Спускаемую капсулу CST-100, например, предполагается запускать до десяти раз.
Для спуска «Федерации» хотят использовать три парашюта и реактивную систему мягкой посадки. Парашюты будут раскрываться на высоте примерно один километр, а скорость снижения на подлете к Земле планируется уменьшить за счет твердотопливных ракетных двигателей.
Важно отметить, что у «Федерации» будет значимое преимущество перед «Союзом». По данным открытых источников, герметичный объем возвращаемого корабля, который должен лететь на Луну, составляет девять кубометров. «В этом объеме экипаж может и работать, и отдыхать достаточно длительное время, поскольку время полета (на Луну) достигает порядка семи суток», – говорит космонавт-испытатель РКК «Энергия» Марк Серов. Для сравнения, герметичный объем «Союза» равен всего 2,5 кубометра. Полет на Луну в таких условиях был бы, мягко говоря, проблематичным.
Первое время для запуска «Федерации» хотят использовать ракеты семейства «Ангара», а именно – «Ангара-А5В» и «Ангара-А5П». Нашлось место и для новой перспективной сверхтяжелой ракеты. Правда, реализация чего-то подобного может растянуться на годы. Согласно представленному РКЦ «Прогресс» аванпроекту, сначала предусматривается создание к 2028 году сверхтяжелой ракеты для полетов на Луну грузоподъемностью 85–90 т. А уже на втором этапе, к 2040 году, должна быть создана сверхтяжелая ракета для полетов на Марс грузоподъемностью 160–200 т.
Казалось бы, у «Федерации» может быть долгая и счастливая жизнь. Но есть детали. В первую очередь, любой космический корабль – часть программы или нескольких. Например, американский «Аполлон» являлся частью одноименной программы, целью которой была высадка астронавтов на Луне. «Спейс шаттл» тоже представлял собой звено программы, а в более широком смысле – часть советско-американской космической гонки. С его помощью США хотели доставлять на орбиту тяжелые комплексы, которые сложно было ввести с помощью других кораблей. В случае с «Федерацией» все сложнее. Новый российский корабль создается, прежде всего, для доставки грузов и экипажей на МКС. А ее, между тем, должны вывести из эксплуатации в 2024 году. С учетом того, что сроки испытаний космических кораблей обычно переносят, именно в это время (2024–2025 годы) и стоит ожидать первый пилотируемый полет «Федерации». Где тогда программа, в которую можно ее вписать?
Создавать полноценную замену МКС сейчас никто не намерен – практическая ценность этого сомнительна. Цена проекта давно перевалила за $100 млрд, и, по словам экспертов, эти деньги разумней направить на другие, менее затратные космические программы. В СМИ то и дело мелькает информация о «национальной российской станции», которая появится после МКС. Но создать многомодульную станцию усилиями одного государства очень сложно, так что к этим планам стоит отнестись скептически: сейчас у России нет ни нужных технологий, ни соответствующего финансирования.
При этом эра орбитальных станций необязательно должна кануть в Лету. Китайцы, например, к 2022 году хотят запустить собственную многомодульную орбитальную станцию «Тяньгун-3», постоянно действующую, со сроком службы около 10 лет. По размерам она будет примерно в два раза меньше «Мира» (который, в свою очередь, был намного меньше МКС), а по функциональности сравнима с советской станцией.
Так что при условии кооперации между Россией и Китаем место для «Федерации», возможно, найдется. Другой вопрос – захотят ли китайцы: как известно, Поднебесная больше ориентирована не на сотрудничество в классическом смысле этого слова, а на заимствование технологий. Наконец, нет гарантий того, что на каком-то этапе Китай не откажется от многомодульной станции. Все-таки эта страна, в отличие, скажем, от США или РФ, не имеет опыта постройки больших станций.
«Федерацию» рассматривают и в другом ключе – как транспорт для колонизации Луны. Поэтому если американцы должны полететь на Марс, то русские – на Луну. В 2006 году пошел слух о планах нашей страны добывать там гелий-3 путем переработки лунного реголита. Именно для лунной экспедиции как нельзя лучше могла бы подойти «Федерация». В последние годы, кстати, российские чиновники стали все активней говорить об освоении нашего спутника. По планам россияне должны высадиться на Луне в конце 2020-х годов, а в 2050-е – создать лунное поселение. Лунная миссия стала не просто одной из целей российской космонавтики – она превратилась в «лучик света», который давал надежду на будущее. Из-за проблем с экономикой бюджет Федеральной космической программы (ФКП) на 2016–2025 годы очень похудел: его урезали с 2 трлн до 1,4 трлн рублей, убрав из документа такие позиции, как создание «лунного взлетно-посадочного комплекса», «лунной орбитальной станции», «лунной базы», «лунного скафандра» и «системы робототехнического обеспечения на Луне». Без всего этого наша высадка на спутнике не состоится. От автоматического исследования Луны, конечно, никто не отказывается, но пилотируемый полет может быть перенесен «на никогда». А если американцы в 2030-х полетят на Марс (а они настроены решительно), вряд ли кого-то сильно заинтересует высадка на Луну.
В случае с «Федерацией» есть еще одна важная деталь – она появится позднее зарубежных аналогов. Американский Dragon V2, к примеру, должен совершить первый полет уже в этом году. В 2017-м начнутся испытания пилотируемого «боинговского» CST-100, а еще через шесть лет компания Lockheed Martin испытает Orion в пилотируемой версии. Даже если сроки перенесут, эти аппараты все равно будут готовы раньше «Федерации». Dragon уже вовсю совершает беспилотные полеты, в то время как отечественный корабль существует только как макет. Из Федеральной космической программы на 2016–2025, правда, следует, что Роскосмос хочет направить на создание «Федерации» больше 58 млрд рублей. Но это примерно в 3,5 раза меньше, чем NASA направило SpaceX на разработку пилотируемого корабля Dragon. Главная же проблема «Федерации» – отсутствие комплексного подхода. Не ясно, какова вообще главная цель ее появления, ведь, как мы говорили, к моменту первого пилотируемого полета лететь будет просто некуда – МКС к тому моменту сведут. Если цель – полет на Луну, то вопросов еще больше. Сейчас у России нет ни подходящей сверхтяжелой ракеты, ни других технологий, которые позволили бы успешно там высадиться.
И все же ставить крест на будущем российского корабля рано. У наших инженеров огромный опыт, которого нет, например, у европейских или у китайских коллег. Поэтому приоритетом для отечественной космонавтики в ближайшем будущем может стать сотрудничество с другими странами.Читать эту статью в онлайн версии журнала "ММ":
Технологии
Илья Ведмеденко