я могу творить
Не теряй времени, его и так осталось мало.
Сергей Шклюдов
Все записи
текст

(Само)изоляция краснокожих

Как устроены самые необычные государственные образования в мире – индейские резервации?
(Само)изоляция краснокожих

Иллюстрация: pikisuperstar, freepik.com

В советские времена телепрограмма «Время» рассказывала нам о тяжелом положении индейского народа в Соединенных Штатах Америки практически так же часто, как и о нарушении там же прав и свобод афроамериканского населения. Краснокожие, получившие права американского гражданства только в 1924 году, страдали от «линчевания», нищеты, бесправия и коррупции в той же мере, что и чернокожие. О бойне в Вундед-Ни (поселок «Раненое колено») в резервации племени оглала, где в 1973 году несколько сотен индейских активистов 71 день держали оборону и вели сражение с «федералами», граждане СССР знали так же подробно, как и о процессе над членом Компартии США Анджелой Дэвис (1971). Если в Советском Союзе практически все коренные и малые народы, населяющие его огромную территорию, имели свою «автономию», то в США коренные американцы загонялись в «резервации», которые в представлении советской пропаганды были «филиалами ада на Земле». И несмотря на то, что события происходили еще до наступления эпохи «индейских казино», когда племена получили возможность зарабатывать на азартных играх и беспошлинной торговле, даже сегодня многие индейские резервации являются, по сути, осколками третьего и четвертого миров, расположенными внутри ведущей экономической державы планеты. Своеобразными «Гаити» на территории США.

Если мы посмотрим статистику, то увидим, что 1 % самого бедного населения Соединенных Штатов проживает именно на территории резерваций. Однако, как обычно, «все не так однозначно». Индейских резерваций сотни, и некоторые из них купаются в роскоши, обеспечивая членам своего племени «безусловный базовый доход» в размере десятков тысяч долларов в год; другие же из них прозябают в кричащей нищете и бедности, ведя неравную борьбу с безработицей, алкоголизмом, наркоманией, младенческой смертностью и отсутствием элементарной бытовой инфраструктуры. Некоторые резервации огромны и являются, по сути, самостоятельно функционирующими «государствами» (например, «Нация Навахо», которая расположена на территории сразу четырех штатов: Аризона, Юта, Колорадо и Нью-Мексико – и по площади сравнима с Ирландией или Татарстаном); некоторые же состоят из двух-трех деревень и имеют площадь в несколько десятков квадратных километров. Самая маленькая резервация имеет размер в 1 акр (4 квадратных километра).

Жизнь аборигенов индейцев навахо. Возле старого форта Дефайанс, Нью-Мексико / Торонто, 1873 г. Фото: Timothy H. O'Sullivan, wikimedia.org

Как так получилось, что принципы организации «резерваций» для практически всех племен были одинаковые, а результат оказался настолько разный? Как одни резервации превращаются в «гетто» и «концлагеря», а другие – в райские уголки? И почему, если в любой момент резервацию можно покинуть, сохраняя за собой все права, привилегии и льготы своего племени, многим не удается «вырваться из пустыни»?

Шагреневая кожа

Хотя сегодня индейское население Соединенных Штатов или прошло ассимиляцию и смешалось с рядовыми американцами (78 % индейцев), или же крепко спрятано в резервациях (22 % индейцев), Америка продолжает оставаться «индейской страной», то есть новым государством, которое покоится на символических руинах прошлых времен. Если мы посмотрим на карту США, то мы увидим, что 25 штатов Америки из 50 имеют индейские названия, то есть фактически представляют из себя бывшие индейские земли: Айова (в честь племени «айова», одного из племен сиу), Алабама («собиратели лекарственных растений»), Аляска («материк, на который наступает море»), Арканзас (слово, которым племена иллинойсов и майями называли племя куапо), Вайоминг («у большой речной низины»), Висконсин («место красного камня»), Гавайи («место богов»), Иллинойс («говорят понятно»), Канзас (по имени племени канза), Кентукки («на лугу»/«в прерии»), Коннектикут («у длинной проливной реки»), Массачусетс («у большого холма»), Миннесота («мутная вода»), Миссисипи («великая река»), Миссури («выдолбленное каноэ»), Мичиган («большая вода»/«большое озеро»), Небраска («плоская вода»), Огайо («большой ручей»), Оклахома («земля краснокожих»), Орегон («прекрасный»), Северная и Южная Дакота (в честь племени дакота, одного из племен сиу, «друг»/«союзник»), Теннеси (одно из названий поселений племени чероки), Техас (слово племени каддо, означающее «друг»). Также не следует забывать и о штате Индиана – «стране индейцев».


Мы решили спросить у нейросети, как она видит индейцев в США, основываясь на данных из предыдущего абзаца. Такую иллюстрацию предложила нейросеть Шедеврум, shedevrum.ai
P. S.: изображение сгенерировано искусственным интеллектом, оно не несет в себе цели кого-то оскорбить или обидеть и не иллюстрирует мнение редакции.

На момент своего образования североамериканские колонии занимали лишь 9 % территории нынешних Соединенных Штатов. Если вынести за скобки земли, купленные у Испании, Франции и России, а также отвоеванные у Великобритании и Мексики, то получается, что вся остальная американская территория – бывшие индейские владения. История Америки, как и история России – это история расширения государства к Тихому океану, только русские двигались с Запада на Восток, а американские первопроходцы – с Востока на Запад. В итоге вышло вполне логично, что Русская Америка (Аляска) со временем перешла под юрисдикцию США – там просто встретились две державы. Сегодня же на территории Аляски расположено больше трети американских резерваций, только живут в них не индейцы, а эскимосы и алеуты, хотя одна индейская резервация «на последнем рубеже» все же есть (община Метлакатла). На данный же момент в 48 континентальных штатах США «индейский народ» в рамках различных договоров и соглашений с властями штатов и федеральным правительством уступил 98 % своей территории. В итоге в распоряжении индейских племен сейчас находится 2,3 % территории Соединенных Штатов. Общая же площадь индейских резерваций на данный момент составляет порядка 227 000 км2, что, для сравнения, приблизительно равно территории таких стран, как Великобритания, Румыния или Белоруссия.

По состоянию на 2024 год в США признаны 574 индейских племени, из них 326 племен имеют свои резервации. Многие племена не имеют своих резерваций или отказались от них, некоторые же племена имеют по несколько резерваций. Обычно практикуется схема «1 племя – 1 резервация», но некоторые наиболее крупные племена в свое время были раздроблены на несколько резерваций (чтобы избежать вспышек национально-освободительной борьбы). Так, например, дакота были разделены на 11 резерваций, а ирокезы – на 9 резерваций, а резервация земледельческого племени хопи («мирные люди»), которых на данный момент осталось около 6400 человек (2020), оказалась запертой внутри резервации «нации Навахо» (в которой проживают 107 тысяч из 332 тысяч навахо). Из всех племен коренных американцев 228 племен зарегистрированы на Аляске, 109 – в Калифорнии, остальные же – разбросаны по стране. Соответственно, штатом с самым большим количеством индейского населения является Калифорния (740 000 человек), за ней следуют Оклахома (415 000 человек), куда в середине XIX века как в «индейский штат» были принудительно согнаны около 40 племен, и Аризона (366 000 человек). Следовательно, самым крупным индейским городом в США является Лос-Анджелес. При этом если мы посмотрим на карту индейских резерваций, то увидим на территории Золотого штата лишь редкие вкрапления. Никто не будет в здравом уме и твердой памяти отдавать золотую калифорнийскую землю в безвозмездное пользование племенным вождям.

Настоящий индеец

Согласно официальным данным, в США проживают около 5 миллионов лиц «индейской национальности», что составляет 1,6 % населения страны (в это число попадают и коренные жители Аляски и Гавайских островов). При этом самыми «индейскими» штатами, то есть штатами с наибольшей долей коренного населения, являются: Аляска – 19,5 %; Оклахома – 12,9 % и Нью-Мексико – 10,7 %. Установить же точное количество индейского населения США на данный момент проблематично. Причина в том, что «чистокровных индейцев» практически не осталось, а многие племена были «возрождены из небытия» лишь на бумаге. Племенная структура была разрушена еще в XIX веке, и сегодняшнее ее моделирование, к сожалению, не имеет ничего общего с настоящими индейцами. В большинстве случаев это лишь симуляция. Представьте на секунду, что русские, как народ, исчезли 100 лет назад (сгинули в жерле гражданской войны), и сегодня вам захотелось бы их «возродить». Скорее всего, на бумаге у вас получится «племя», которое ходило в малиновых рубахах, играло на балалайках, ездило на медведях и время от времени собиралось на вече. Точно такая же ситуация наблюдается с регистрацией индейских племен. По сути это «вновь созданные племена». Например, при признании в 1983 году племени пекота, почти полностью исчезнувшего еще в XVII веке из-за смешения с другими племенами, в маленькой резервации в штате Коннектикут жило всего два пекота, а в самом чистокровном представителе племени была 1/8 индейской крови. Сегодня же племя пекота насчитывает около 2000 человек. Они управляют судоверфью, несколькими казино и отелями и имеют суммарный доход около 1–1,5 миллиарда долларов в год.

Считается, что «настоящих индейцев» в США осталось менее миллиона человек, остальные же – это метисы и «соплеменники» (племя, обретая «признание», то есть самостоятельность и территорию, получает право присвоения статуса «соплеменника», чем пользуются многие американцы, внезапно вспомнившие о своих индейских корнях и возжелавшие получить доступ к грантам, субсидиям и доходам богатых племен). Поэтому численность индейцев растет не только благодаря естественным причинам (например, на территории одной из самых нищих резерваций Пайн-Ридж в штате Южная Дакота население растет со скоростью 4,6 % в год), но и благодаря тому, что многие американцы «записываются в индейцы». Стоит отметить, что процесс «признания» племени крайне трудоемок. С одной стороны, надо доказать, что ваше племя существовало на территории США до первого контакта с европейскими народами (британцами, французами, испанцами или россиянами). Более того – надо подтвердить генетическую связь с этими людьми (своими дальними предками). Также племя должно иметь свою управленческую структуру, механизм функционирования и передачи власти и свою письменную «конституцию» или свод законов. С другой стороны, вопросы признания многих племен (а значит и допуска к игорному бизнесу и беспошлинной торговле) носят откровенно политический характер, а казино являются местом для отмывки грязных денег. Бюро по делам индейцев, основанное еще в 1824 году, всегда было крайне коррумпированным ведомством. Именно поэтому получается возрождать из «небытия» целые племена. Как только племя получает официальное признание – оно вправе востребовать свою историческую территорию для создания на «земле предков» своей резервации. Не признанные племена не имеют прав на создание резервации. Не все племена стремятся к «национально-территориальному самоопределению» и пользуются опцией создания резервации. Многие же с радостью будут готовы обменять кусок безжизненной пустыни на крохотный участок земли на побережье, только бы туда можно было «воткнуть» казино и несколько отелей. Однако часто «география – это судьба», и поэтому племенам из «глубинной Америки» сложно «выбить» для себя приличный участок земли. Большая часть резерваций – это по-прежнему пустыня или пустынные районы.

Молодая девушка из племени оглала сидит перед типи, рядом с ней щенок, вероятно, на территории резервации Пайн-Ридж или недалеко от нее. 1891 г. Фото: Джон Грабилл, wikimedia.org

Как только племя приобретает свою «территорию», оно становится «суверенной нацией» и начинает общаться с федеральным правительством напрямую. По объему своих прав и возможностей индейская резервация фактически равняется американскому штату, а по части льгот, грантов и различного рода послаблений даже превосходит его. Можно сказать, что резервация – это государство в государстве, «штат» внутри штата (иногда «индейский» штат может быть даже больше простого американского штата; например, на территории «нации Навахо» могли бы одновременно поместиться Делавэр, Коннектикут, Вермонт и Массачусетс). Своя земля, свои законы, свои налоги, своя «индейская полиция», свое «гражданство» (право «соплеменника»), свой суд, своя культура, своя власть (племенной совет). По сути резервации не имеют права лишь печатать свои деньги, осуществлять внешние сношения и объявлять войну. Однако все индейские права в любой момент могут быть разом прекращены решением Конгресса, потому что именно американскому парламенту до сих пор принадлежит высшая власть в индейском вопросе. Вообще, Вашингтон относится к индейским племенам как родители к съехавшим и ставшим жить отдельно от них детям, чью квартиру при этом они продолжают оплачивать – с крайней степенью патернализма. Да, вы обладаете свободой, но это свобода за федеральный счет. Лишь несколько десятков племен могут содержать себя сами, но даже они при этом не отказываются от государственного финансирования, так как «белые им должны», и каждая капля индейской крови, пролитой за последние 300 лет, должна быть оплачена долларами.

По ту сторону ада и рая

Переходя к рассказу о жизни внутри резерваций, важно напомнить, что нет никакого «индейского народа» как единого целого (как нет, например, «кавказского народа»). Все счастливые племена похожи друг на друга, каждое несчастное племя несчастливо по-своему (те же навахо, например, крайне оскорбляются, когда их называют «племенем», и требуют именовать себя «нацией»). Безусловно, есть общая картина жизни в индейских резервациях, «средняя температура по больнице». Есть богатые резервации, есть бедные резервации. И внутри каждой резервации есть свои принцы и свои нищие, свои олигархи и свои бездомные. Если «индейские резервации» – это особая форма государства, то и наблюдать за их жизнью следует через оптику «государств». Если в мире около 200 стран, а в США около 300 резерваций, то все они разные. Где-то есть Швейцария, а где-то есть Уганда, где-то есть Финляндия, а где-то Таиланд, где-то Америка, где-то Россия. «Разброс» у индейских резерваций колоссальный.

Коренные жители севера Нью-Мексико, 1861 г. bassenge.com
Самым богатым индейским племенем считается крохотное племя мдевакантонов. Несмотря на то, что в состав племени входят всего 480 человек, оно «разбросано» по нескольким резервациям (при этом в самих резервациях проживает около 150 человек). Племя владеет двумя казино, которые в год приносят около 1 миллиарда долларов доходов. Конечно, никто из членов племени не работает, все получают «базовый доход» в размере 84 000 долларов в год (в один удачный год эта цифра достигла 500 000 долларов).
Та-Ойате-Дута, известный как Воронёнок, вождь мдевакантонов. Фото: James E. McClees Studio, wikimedia.org

Самой бедной же резервацией считается резервация Пайн-Ридж, расположенная в Южной Дакоте, в которой проживает племя оглала (оглала входит в состав племени лакота). Именно Пайн-Ридж считается «филиалом ада на земле», ведь как раз здесь происходили самые кровавые стычки индейских активистов с федеральными войсками: бойня на ручье Вундед-Ни, в результате которой было перебито около 300–400 индейских мужчин, женщин и детей; и инцидент в Вундед-Ни в 1973 году, когда индейские активисты подняли бунт против центрального правительства и 71 день обороняли свою деревню. Площадь резервации Пайн-Ридж составляет 8984 квадратных километра, что сравнимо с площадью Адыгеи или Кипра и чуть меньше площади штата Коннектикут. Всего к племени оглала приписаны 38 000 человек. Проживает же на территории резервации 19 639 индейцев – ровно половина племени. Вторая половина племени предпочла убраться из Пайн-Ридж навсегда. Однако не всем это помогло. Притом что индейцы составляют 9 % населения Южной Дакоты – они в то же время составляют 29 % заключенных.

Фотография автомобиля агентов ФБР после перестрелки в Пайн-Ридже. Фото: 7mike5000, wikipedia.org

Резервация племени оглала бьет все печальные рекорды, какие только можно: уровень безработицы в резервации составляет 83 %, а средняя продолжительность жизни – 50 лет (что хуже, чем в Нигерии или Афганистане, но лучше, чем в Сомали). Подавляющее большинство жителей резервации вынуждены жить на пособие, которое в среднем составляет около 500 долларов в месяц (при бюджете резервации в 80 миллионов долларов, федеральные дотации составляют 70 миллионов). Именно поэтому 97 % жителей Пайн-Ридж живут за чертой бедности. Средняя зарплата здесь составляет 9000 долларов в год (притом что порогом бедности для одинокого человека в штате Южная Дакота является 14 000 долларов в год). Несмотря на то что резервация Пайн-Ридж является второй по площади индейской резервацией в США, тут практически нет никакой социальной инфраструктуры. Здесь нет банков, магазинов, кинотеатров, промышленных предприятий. На всю резервацию приходится 1 библиотека, 1 продуктовый магазин и 1 мотель на 8 человек (видимо, для редких туристов). Зато на весь мир прославился индейский алкомаркет, расположенный на границе резервации и штата Небраска. Про этот «винный магазин» есть даже своя отдельная статья в «Википедии», так как год за годом он бьет рекорды по продажам. В среднем в год индейцы покупают здесь около 4 миллионов банок пива (в 2010 году был установлен рекорд в 4,9 миллиона банок пива). Именно массовая алкоголизация индейского населения – причина нищеты и ранней смертности.

Таверна в Уайтклее, штат Небраска, округ Шеридан. В 400 ярдах к югу от индейской резервации Пайн-Ридж в Южной Дакоте. Фото: Джон Вашон, wikipedia.org

Также процент самоубийств в Пайн-Ридж на 150 % выше, чем в среднем по США (в среднем же среди индейцев уровень суицида на 82 % выше среднеамериканского). Причем самой уязвимой группой является молодежь – категория 15–24 года. Молодые индейцы просто не видят смысла в такой жизни. Однако на другом конце веревки ситуация тоже чудовищна. Уровень развития системы здравоохранения в резервации, несмотря на федеральные дотации, остается крайне низким. Индейская медицинская служба, предоставляющая свои услуги бесплатно, не справляется. На всю резервацию Пайн-Ридж насчитывается всего 13 врачей (2020). В итоге уровень заболеваемости туберкулезом и диабетом здесь на 800 % выше среднего по США, а раком шейки матки – на 500 % выше. Но есть шанс умереть не только от болезней. Ввиду крайне низкого уровня развития бытовой инфраструктуры бывают случаи смерти от переохлаждения. В домах еще встречается печное отопление, около 35 % домов в резервации не имеют канализации, 40 % – электричества, 60 % – телефонной связи. Крайне высока скученность населения. В среднем в трехкомнатном доме проживает семья из 17 человек. При этом, как говорилось выше – население племени растет. Крайняя нищета способствует демографическому росту в размере 4,6 % в год. Однако процент детской смертности в резервации тоже высок – она в 5 раз превышает среднеамериканский показатель. Умирает, не дожив до 2 лет, каждый четвертый индейский ребенок.

Для полноты картины можно посмотреть на то, как обстоит жизнь в самой крупной индейской резервации США – в «Нации Навахо». И размер территории (как Бельгия и Голландия вместе взятые), и количество населения резервации (приблизительно три Лихтенштейна) делают ее практически полноценным и самостоятельным государством (здесь есть и свое правительство, и свой флаг, и своя полиция, и свой суд). При этом живут в «государстве Навахо» все равно как в стране третьего мира. Средний ежемесячный доход на семью составляет 3233 доллара (2018), а 40 % семей живут ниже федерального уровня бедности. Электричество и канализация/водопровод есть только в столице резервации Уиндоу-Рок и в нескольких поселках. Около 15 000 домов до сих пор не подключены к системам ЖКХ.

Уиндоу-Рок. Фото: Tyson Helms, wheninyourstate.com

Бюджет у «государства Навахо» весьма скромный – около 96 миллионов долларов в год (хотя в 2014 году племя выиграло суд против Бюро по делам индейцев, обвинив последних в ненадлежащем и неэффективном использовании территории своей резервации начиная аж с 1946 года – по иску было выплачено 554 миллиона долларов, хотя навахо требовали 900 миллионов). Основной доход племени приносят горнодобывающая промышленность (51 %), сбор налогов (32 %) и туризм (17 %). Теоретически, имея богатые недра (на землях навахо добываются нефть, газ, уголь и уран) и столь скромное количество населения, уровень жизни в «государстве Навахо» мог бы быть значительно выше, но увы – если ты расположен на Среднем Западе и вдалеке от основных транспортных магистралей и культурных центров, построить богатое государство тебе будет крайне проблематично. Даже если утыкать резервацию казино – к тебе вряд ли кто поедет.

Если же мы будем смотреть не на самые бедные индейские резервации, а на картину в целом, то и среднестатические племенные показатели нас не сильно обрадуют. Конечно, богатые племена слегка корректируют общую картину жизни в индейских резервациях, но статистика все равно удручающая. Индейские резервации остаются одними из самых неблагополучных территорий не только в США, но и во всем мире.

Группа индейских детей играет в бейсбол, на заднем плане — деревня. Пайн-Ридж. wikipedia.org

За чертой бедности проживают 23,6 % американских индейцев (в среднем по стране этот показатель 14,3 %), при этом средняя годовая зарплата в резервациях составляет 37 000 долларов в год (в среднем по США – 60 000 долларов в год). Причина низких среднестатистических доходов – высокая безработица. От резервации к резервации она может колебаться от 20 до 80 %, притом что в среднем по США уровень безработицы составляет 3–4 %. При этом только 36 % индейских мужчин в резервациях трудятся полный рабочий день, но 75 % из них работают за минимальную ставку. В результате построенные когда-то на федеральные деньги дома приходят в негодность и ветшают, около 40 % домов в резервациях находятся в аварийном состоянии и нуждаются в ремонте. Около 30 % жилья переполнено, и так же около 30 % жилья не имеют канализации и электричества. Добавьте сюда еще 90 000 бездомных индейцев, которым даже на территории родного племени негде жить. Поэтому нет ничего удивительного в том, что индейское население массово ищет спасения от ужаса окружающей действительности на дне бутылки (стоит уточнить, что, имея право на бесплатное высшее образование, только 16 % индейцев воспользовались правом его получения и смогли взять свою судьбу в собственные руки, остальных же засосал «идиотизм деревенской жизни»). Генетически коренное население Америки не предрасположено к быстрому расщеплению алкоголя, поэтому жители резерваций очень быстро и легко спиваются. Даже несмотря на то, что 2/3 племен являются «сухими», то есть на их территории действует «сухой закон». При этом, согласно опросам, большинство индейского населения осознают проблему и поддерживают «сухой закон», но все равно алкоголизация резерваций происходит катастрофическими темпами, и уже сегодня алкоголь является проблемой для 8 из 10 индейских семей. Краснокожие ездят пить на границы резерваций, которые буквально облеплены барами и алкомаркетами. В итоге в некоторых племенах смерть от последствий алкоголизма в 6–7 раз выше, чем в среднем по США. Примерно у 20 % молодых индейцев (18–25 лет) уже присутствуют последствия чрезмерного употребления алкоголя.

Индейские казино

В 1988 году президент Рональд Рейган подписал закон «О деятельности индейских казино» (IGRA). Правительство осознало, что индейские резервации являются черной дырой, в которой без всякой пользы для дела исчезают федеральные дотации. Лишь за 70-е годы Конгресс потратил на повышение уровня жизни в резервациях порядка 30 миллиардов долларов, и все впустую. Индейцы продолжали оставаться на последнем месте по уровню жизни среди всех национальных меньшинств Америки. Уровень бедности среди индейцев был в три раза выше, чем у остальных этнических меньшинств. Тогда было принято гениальное решение – перевести индейские резервации на самоокупаемость, точнее – дать им шанс зарабатывать деньги самостоятельно. Дать удочку вместо рыбы. Еще в 1983 году консервативная администрация Рейгана выдвинула концепцию «нового федерализма», согласно которой некоторые федеральные права и обязанности передавались или на уровень штатов, или на уровень местного самоуправления (причем передавались без финансового сопровождения, или с урезанным финансированием). Это была попытка разгрузить федеральный бюджет. Безусловно, если «мы отнимаем у вас деньги», мы взамен «предоставляем вам свободу», освобождая от избыточного контроля и бюрократии. Правда, в истории с «индейскими казино» первый шаг сделали сами индейцы. В 1979 году обитающее на территории штата Флорида племя семинолов открыло на территории своей резервации безобидный зал для игры в бинго. Власти штата возмутились и попробовали закрыть зал, мотивируя это тем, что на тот момент во Флориде были запрещены азартные игры. Старейшины племени возмутились в ответ и заявили примерно следующее: «Нас не волнует, что у вас разрешено или запрещено во Флориде, территория резервации – это наша суверенная земля, и мы на ней можем делать, что хотим». К инициативе семинолов стали присоединяться другие племена – открывать игорные залы и проводить высокодоходные лотереи. В итоге в 1987 году Верховный суд США встал на сторону индейцев, которым удалось доказать, что «азартные игры являются частью индейской культурной традиции» (что на самом деле не так). После подписания закона об «индейских казино» у вождей племени появился новый инструмент высокодоходного заработка. Если раньше советы племен могли лишь сдавать территории резерваций в аренду для промышленной разработки полезных ископаемых или торговать своими соплеменниками как дешевой рабочей силой, то теперь право открыть казино сулило астрономические прибыли, ведь казино – это не только игорный зал с рулеткой и «однорукими бандитами», это огромная сопутствующая инфраструктура: отели, общепит, кинотеатры и поля для гольфа. В некоторых резервациях начался бурный экономический рост. Но только в некоторых…

Сегодня, спустя 40 лет после появления «индейских казино», можно сказать, что лишь единицы сумели воспользоваться данной привилегией. Сегодня свои домашние казино имеют 240 из 574 индейских племен, всего же на территории США действуют более 500 «индейских казино», приносящих около 30 миллиардов долларов выручки в год. На территории резерваций, где появились казино, упала безработица (в среднем с 19 до 15 %) и вырос уровень жизни (число людей, живущих за чертой бедности, упало на 14 %). При этом важно отметить, что, несмотря на то, что в отрасли игорного бизнеса на территории резерваций было создано порядка 300 000 новых рабочих мест, только 25 % из них занимают собственно индейцы, остальные 75 % - белые и афроамериканцы. По сути, индейцы создали несколько сотен тысяч рабочих мест для своих «угнетателей», не поборов при этом собственной безработицы.

Казино Morongo, Кабазон, округ Риверсайд, Калифорния. Фото: Takwish, wikipedia.org

Появление «индейских казино» вызвало бурную дискуссию в среде краснокожих аналитиков. Противники казино заявляют, что азартные игры противоречат индейской культуре и лишь развращают коренное население Америки. К тому же в резервациях с казино вырос уровень преступности, ведь любой высокоприбыльный бизнес, производящий деньги из воздуха, сопровождают коррупция, бандитизм, проституция и наркоторговля. После открытия казино уровень насильственных преступлений, угонов автомобилей и банкротств на территории резерваций вырос в среднем на 10 %. К тому же открытие «индейских казино» вызвало всплеск «колбасного патриотизма». Очень многие американцы поспешили «записаться в индейцы» или купить себе статус «соплеменника». Если в 1970 году в США насчитывалось только 763 000 индейцев, то уже в 1990 году их было 1,9 миллиона, а в 2000 году – 2,42 миллиона.

Это самое высокое здание в Коннектикуте за пределами Хартфорда. Это также главный отель казино. Фото: JJBers, wikipedia.org

Сторонники же игорного бизнеса заявляют, что деньги, вырученные благодаря азарту и алчности белого населения, потом идут на финансирование больниц, детских садов, школ и пожарных участков. По сути, индейцы дважды, а то и трижды обкладывают данью «бледнолицых», ведь федеральные выплаты и различного рода льготы никто не отменял. Однако стоит заметить, что только 10 % казино приносят достаточно дохода, чтобы племя могло выплачивать каждому своему соплеменнику «базовый доход» хотя бы в несколько сотен долларов в месяц. Успешных казино не так много, большинство из них лишь средней руки игорные залы без сопутствующей инфраструктуры развлечений.

Как мы видим, кто смог воспользоваться новой возможностью – тот воспользовался. Появились индейские миллионеры, вырос «индейский средний класс», однако большинство коренных американцев лишь продолжают свой полный печали и слез земной путь, надеясь рано или поздно попасть в страну вечной охоты…


Общество

Машины и Механизмы
Всего 0 комментариев
Комментарии

Рекомендуем

OK OK OK OK OK OK OK