я могу 
Все гениальное просто!
Машины и Механизмы
Все записи
текст

Инструкция для мечтателей: запускаем «беспилотный» стартап

Летающая робототехника – очень молодая отрасль: первые успешные эксперименты по гражданскому применению летающих дронов начались в 2010-х. С одной стороны, первые пилотные прототипы появились даже не в XX, а в XIX веке, когда «цифра» еще не существовала. С другой – множество технологических сложностей преследуют эту сферу с момента зарождения, ограничивая применение беспилотников. Но если для кого-то это проблема, то для других – новая возможность. Многочисленные стартапы, расшивающие подобные узкие места, стали точкой роста новой индустрии.
Инструкция для мечтателей: запускаем «беспилотный» стартап
Иллюстрация: macrovector, freepik.com
Расскажем, где искать смелые идеи, что делать, если у вас уже такая есть, и кого стоит брать в команду.
Ожидание vs реальность
Перевозка грузов – ​это, пожалуй, самое многообещающее применение беспилотников. Но почему же оно не торопится завоевывать рынок? Доставку пиццы дронами мы ожидаем примерно с 2013 года, когда компания Amazon начала эксперименты по транспортировке посылок таким способом. Прошло уже девять лет, а дрон и ныне там, несмотря на все усилия инженеров и бизнеса. При этом, если почитать пресс-релизы крупных компаний, то все замечательно: регулярно проводятся тестовые полеты, каждый из которых лучше предыдущего. С одной стороны, такие отчеты способствуют популярности, а значит – ​развитию отрасли. С другой стороны – ​в результате общество воспринимает перевозку грузов беспилотниками как нечто простое, а ограничения их применения – ​слишком строгими.
Но на самом деле главный ограничивающий фактор – ​это то, что технология, нужная для повседневной и массовой перевозки дронами, в завершенном варианте еще отсутствует. Есть только определенный круг решений, которые можно масштабировать и пробовать перейти к внедрению. Нужно обеспечить безопасность и рентабельность доставки: как будет закреплен груз, нужно ли дрону совершать посадку для его передачи, какая форма оптимальна для беспилотного курьера, как доставить несколько грузов за один полет и реализовать многоадресную доставку. И это далеко не полный список проблем только в сфере доставки грузов.
Например, беспилотники до сих пор имеют существенную аварийность – ​а падение чего-то с горючей литиевой батареей на борту в городской черте выглядит не слишком безопасным. Дрон, упавший в чистом поле во время сбора информации о влажности воздуха, – ​это не слишком большая проблема. А вот в городе во время выполнения доставки по воздуху цена ошибки может быть слишком высока. Банальное столкновение с ЛЭП может обесточить целый район! И довольно трудно представить себе перевозчика, который захочет оплачивать связанные с этим убытки. Вот и приходится им пока ограничиваться распиаренными тестовыми полетами.
Занятие по подготовке к демонстрационному экзамену по стандартам WorldSkillsПодготовка к модулю «Перенос груза»
Так что первый совет всем желающим поучаствовать в строительстве зарождающейся индустрии – ​не быть слишком оптимистичными. Задача «открыть пиццерию с доставкой дронами» гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд. Слишком уж много и законодательных, и технологических ограничений. Второй совет – ​не зацикливаться на доставке: сегодня преимущество за теми, кто сосредоточен на уже существующих технологических возможностях и преодолении еще не решенных проблем. То есть за студентами соответствующих специальностей. 
«Мы в своей работе делаем упор на умение студентов обоснованно доказывать уникальность и востребованность их идей. Университет имеет доступ ко множеству различных ресурсов и баз данных, в которых есть информация о других проектах, и мы учим студентов использовать их. Без этого стартап может оказаться несостоятельным: зачем он нужен, если нет обоснованности уникальности нового решения или предложения? Вдобавок, около 20–30 % всех выпускных квалификационных работ студентов у нас защищаются в форме презентации стартапа – ​практики у нас хватает», – ​рассказывает Николай Николаевич Майоров, доктор технических наук, директор института аэрокосмических приборов и систем Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения (ГУАП).  Одно из наиболее перспективных гражданских применений беспилотников — получение динамической информации. То есть не просто съемка, а передача данных в режиме реального времени. Это может использоваться, например, при решении задач инвентаризации на складе: сколько груза осталось, где, в каком состоянии. 
Итак, ключевую идею вашего стартапа нужно выбирать осторожно. Еще более ответственный шаг – ​ее обоснование. Доказать уникальность задумки, ее актуальность и конкурентоспособность вам помогут наукометрический и патентный анализ. Этот этап определяет, сможет ли стартап привлечь внимание на рынке. Главный вопрос, на который нужно при этом получить ответ: «Где моя идея применима?» 
От замысла к реализации 
Улучшения в дронах требуют и «железо», и программное обеспечение – ​системы навигации, обработка медиаданных, управление полетом и так далее. В случае работы непосредственно с конструкцией беспилотника, его hardware-частью особенно важен доступ к стенду для аэродинамических испытаний. Такие есть в лабораториях университетов (например, в Санкт-Петербургском государственном университете аэрокосмического приборостроения), исследовательских центрах (в том числе и на некоторых предприятиях). То есть со своей идеей вам так или иначе придется идти к тем, кто располагает исследовательским оборудованием. 
Печать модели подвеса для квадрокоптера на 3D-принтере, установленном в лаборатории беспилотных авиационных систем 
«В нашем учебном корпусе на улице Гастелло,15 (Чес­менский дворец в Санкт-Петербурге), есть очень большое исследовательское студенческое летное поле, ограниченное прочной сеткой. А рядом с ним – ​лаборатория на 10 рабочих мест. Здесь возможно осуществить полный цикл разработки: напечатать конструкцию на 3D-принтере, собрать двигатели, спаять провода и начать тестирование проекта дрона уже в полете. Это очень удобно и сильно ускоряет процесс, наши студенты могут буквально за месяц создать с нуля какое-то новое решение в области летающей робототехники и беспилотных авиационных систем. А в пандемию нашим полем дистанционно воспользовались и студенты из других городов. Они подключались к нашим серверам, мы запускали программы автономного полета, и они в режиме реального времени могли наблюдать за полетом своих квадрокоптеров», – ​рассказывает Николай Николаевич Майоров. 
Одно из направлений, которое требует полного цикла модификаций, – дрон-рейсинг, или гонки дронов. Беспилотник-рейсер должен быть легким, быстрым и уметь огибать препятствия, двигаясь по сложной траектории. Участник Института аэрокосмических приборов и систем работает над модулемУчастник ГУАП на отборочных соревнованиях по стандартам WorldSkills

Часто стартапы идут в направлении от проблемы к решению. Получить задачу можно на хакатонах и конкурсах непосредственно от индустриальных компаний. Так, например, недавно завершился конкурс от РЖД, объединивший участников со своими стартапами.Что может быть примером такой проблемы? Допустим, транспортные происшествия на железных дорогах. Исключить их полностью практически невозможно, но при этом важно как можно быстрее ликвидировать их последствия и открыть движение. Осмотр мест аварий беспилотниками экономит время, позволяет получить наиболее полную картину и точно спрогнозировать время устранения последствий. Такая разведка предполагает создание центра мониторинга и автоматизированной системы управления дронами. А это значит, что место в стартапе, который решил бы такую задачу, найдется для всех – ​и инженеров, и разработчиков ПО, и продакт- и проджект-менеджеров.
«Очевидно, что один человек не может создать законченное решение – ​нужны люди с различными компетенциями, и мы их готовим. В рамках олимпиады кружкового движения Национальной технологической олимпиады по треку “Летающая Роботехника” они могут потренироваться в командной работе. Каждая группа состоит из трех, четырех человек. Их задача – ​как раз-таки доказать уникальность своего проекта, его жизнеспособность. В рамках инженерной школы ГУАП работает акселератор – ​сюда можно прийти с идеей и реализовать ее», – ​рассказывает Николай Николаевич Майоров. 
ИИ тоже управляет дронами Фото: The New York Times, jimmurphymp.org
Аспиранты ГУАП, например, несколько месяцев назад начали искать решения для многоадресной доставки грузов. При такой схеме грузы могут находиться на разных точках, и их нужно доставить в одну, либо наоборот – ​грузы из одной точки (допустим, пункта выдачи онлайн-магазина) надо доставить нескольким адресатам. Такая работа делает перевозку посылок дронами существенно рентабельнее. При этом каждый шаг – ​это вызов: получение разрешения на полет, его безопасность, сохранность грузов, летные характеристики и так далее, все это – ​неизведанная область. 
Студенческие проекты – ​это зачатки стартапов, строить которые могут начать и младшие курсы. Например, один из студентов ГУАП разрабатывает систему мониторинга и идентификации пассажиров на остановках общественного транспорта. Магистры же занимаются и более сложными вещами, например, групповым управлением дронов – ​в том числе и при доставке грузов. Такая благоприятная для развития среда – ​залог многочисленных успешных решений. А значит – ​и будущих стартапов.

Общество

Машины и Механизмы
Всего 0 комментариев
Комментарии

Рекомендуем

OK OK OK OK OK OK OK