Рукотворные острова Черного моря: от мечты к реальности


Некоторые места в мире могут похвастаться потрясающими естественными островами, богатым биоразнообразием и яркой островной жизнью, но другие страны лишены этих возможностей – например, из-за отсутствия доступа к морю или недостатка суши. Благодаря человеческой инженерии, креативности и амбициям теперь у нас есть искусственные острова, которые стали довольно известными. Главная страна-производитель искусственных островов – бесспорно, ОАЭ. Эмираты с помощью архипелагов искусственных островов успешно увеличивают свою береговую линию – а значит, и количество гостиниц с потенциальными туристами. Самые известные искусственные острова Дубая – Пальмовые острова (Palm Islands in Dubai, или короче – The Palms). Полуострова выполнены в форме финиковых пальм. Каждый остров венчает полумесяц на верхушке. Он выполняет функцию волнореза и одновременно мусульманского символа.
Другой амбициозный арабский проект – «Мир» – 300 островов, мини-копий стран. Можно жить на личной Кубе или в персональной России. Намывают острова и соседние Бахрейн и Катар. Дело не только в том, что им, довольно маленьким, требуется больше земли, но и в том, что Персидский залив, где расположены эти страны, сам по себе вполне адаптивен для экспериментов: он мелководен, большие глубины встречаются редко, а дно довольно устойчиво. Строительство искусственных островов в Черном море – задачка посерьезнее. Дно этого моря нестабильно. И зимой, и в летний сезон его штормит – любые насыпные острова Черное море с его высокими волнами попросту размоет. Кроме того, подобное вторжение в экосистему моря нарушит размеренную жизнь его обитателей, изменит течения (они в свою очередь тоже могут повлиять на береговую линию) и обойдется в крупную сумму. Тем не менее, о паре примеров, хотя и условных, можно говорить.
Остров Змеиный
Согласно древнегреческой легенде, остров Змеиный подняла со дна морского богиня Фетида для своего сына Ахилла, куда и принесла его тело после гибели под стенами Трои. Греки называли остров Белым. Византийская империя позднее называла его Федониси – Змеиный остров. Остров всегда находился под пристальным вниманием конкурирующих хозяев Черного моря. Его стратегическое значение велико: остров находится примерно в 35 километрах от побережья Румынии, напротив устья Дуная, и позволяет контролировать судоходство в северо-западной части Черного моря и выход судов из устья Дуная и портов Одессы и Николаева.
Змеиный остров. Фото: Фотонак, commons.wikimedia.org
Хотя Змеиный остров имеет природное происхождение, его неоднократно модифицировали. Украина, когда владела островом, расширяла его территорию с помощью насыпных конструкций, особенно в портовой зоне. Дело в том, что Змеиный довольно скалистый, а причаливать удобнее не между скал.
Остров Тузла
Узкий песчаный остров в Керченском проливе начали дополнительно отсыпать еще в 1857 году – с тем, чтобы проходящие Керченским проливом суда оказывались в пределах доступа батарей Керченской крепости. К началу XX века рукотворную часть размыло штормами.
Остров Тузла. Фото: European Space Agency, earthexplorer.usgs
Когда Россия взялась за строительство Крымского моста, ей тоже понадобился перевалочный пункт, где можно было бы разместить части опор. Сейчас по острову Тузла, который Россия существенно укрепила и расширила, проходит островная часть Крымского моста.
Строительство Крымского моста. Фото: пресс-служба Росавтодора, rosavtodor.gov.ru
Портовая инфраструктура
Многие порты Черного моря расширяются за счет насыпных территорий. Например, в Одессе создаются искусственные молы и причалы, которые можно считать мини-островами. В Румынии порт Констанца также имеет искусственные участки суши.
Порт Констанца. Фото: mrtm.eu; NASA, Earth From Space, isibleearth.nasa.gov
Первомайский
Искусственный остров между Кинбурном и Очаковом насыпали во второй половине XIX века для размещения на нем артиллерийского форта, который преграждал путь в Днепро-Бугский лиман. Авторство и разработка проектной документации принадлежат военному инженеру, фортификатору, генералу, графу Е. И. Тотлебену. Искусственный остров был построен на трех линиях шпунтовых свай, пространство между которыми заполняли гравием, глиной и песчаной смесью. В качестве заградительного сооружения и с целью обеспечения швартовки судов дополнительно возвели гавань, защищающую от разрушительного влияния волн. На острове разместили погреба для хранения вооружения, казематы, склады, казармы и другие объекты. По периметру установили батареи, состоящие из артиллерии и пушек, которые после выстрелов автоматически убирались в защитную шахту.
Остров Первомайский. web.archive.org
Остров играл большое значение во всех последующих войнах, которые Россия вела после его строительства в акватории Черного моря, в том числе в Великую Отечественную войну. После распада Советского Союза перешел под контроль Украины и сейчас заброшен.
Орду-Гиресун
В 2015 году Турция построила аэропорт на искусственном острове – в 19 км к востоку от города Гюльялы (провинция Орду) и в 25 км к западу от города Пиразиз (провинция Гиресун). Взлетно-посадочные полосы острова упираются в море.
Орду-Гиресун. Фото: Gökhan Kırca, CO2 MEDYA, ensonhaber.com
Длина взлетно-посадочной полосы (ВПП) составляет 3000 метров, ширина равна 45 метрам. ВПП уложен специальным покрытием – асфальтом «stone mastic». Открывали аэропорт в присутствии президента страны Реджепа Тайипа Эрдогана.
Проекты искусственных островов
Турция, активно развивающая морскую инфраструктуру, предлагала создать на Черном море искусственные острова в рамках проекта Стамбульского канала. Предполагалось, что выемка грунта при строительстве канала «Стамбул» (дубль Босфора) поможет в создании островов, а они в свою очередь станут жилыми и коммерческими зонами. Пока проект заморожен из-за экологических протестов.
Россия также рассматривала варианты расширения черноморского побережья за счет искусственных островов. К сочинской Олимпиаде, например, планировали построить остров «Федерация», который по своим очертаниям должен был напоминать Россию в миниатюре. Рукотворный остров хотели отсыпать в акватории Черного моря напротив Малого Ахуна Хостинского района Сочи. Предполагалось, что «Федерацию» соединят с материком два тоннеля и мост. Общая площадь зданий и сооружений на острове должна была достигнуть 2,5 млн квадратных метров, а ориентировочная стоимость создания одного только острова, без сооружений и дорог, оценивалась в 2 млрд долларов.
Остров «Федерация». Проект Эрика ван Эгераата. archi.ru
До этого в 2003 году богатый Ханты-Мансийский автономный округ намеревался совместно с Краснодарским краем тоже отсыпать искусственный остров – «Югра» (по второму названию ХМАО). Дальше проектной документации дело не пошло. Стоимость, опять же, оказалась неоправданно высокой. Черноморское побережье даже сейчас вмещает всех желающих туристов, а в 2003 году такой проблемы и вовсе не стояло.
Искусственный остров «Югра», г. Туапсе. Иллюстрация: Архитектурное бюро Асадова, archi.ru
В 2008 году японская компания «Тохо Глобал Ассосиеэйтс» вышла на российский рынок с проектом искусственного острова «Сакура». Предполагалось, что «Сакура» будет иметь форму чаши и, в соответствии с названием, ее покроют садами японской вишни. Казалось бы, столько блинов комом, проекты не выходят даже на стадию реализации, но русские не сдаются. В 2025 году строительные компании опять объявили о проекте искусственного острова в Черном море. К 2031 году в 350 метрах от мацестинского берега Сочи планируют построить первый в России насыпной остров площадью 50 гектаров – примерно 70 футбольных полей. Название ему дадут соответствующее – «Остров Первый». На строительство требуется больше триллиона рублей. Располагаться «Первый» будет там же, где до этого намечали «Сакуру» – по расчетам японских инженеров, именно в этом месте самая минимальная глубина и самое удобное дно.
«Остров Первый». островпервый.рф
Рукотворные острова в Черном море – не фантастика, а реальность, которая постепенно воплощается. Пока большинство проектов остаются на бумаге или реализуются фрагментарно, но в будущем они могут все же изменить карту региона. Главное – найти баланс между выгодой и экологической безопасностью.
Наука
Яна Титоренко