я могу 
Все гениальное просто!
Машины и Механизмы
Все записи
текст

Бананы: плюс для сердца и мышц – но угроза увольнения для министра

В диком виде эту траву почти невозможно есть, зато «в культуре» она обладает необычными свойствами, привлекающими спортсменов (но не только). Россия – мировой лидер по ввозу бананов на душу населения, причем логика за этим ввозом есть. Увы, ему постоянно угрожает огромная опасность, хотя и не имеющая отношения ни к санкциям, ни к «обработке особым газом», из-за которого его так часто подозревают в «опасной химии». Разбираемся в нашем главном импортном фрукте.
Бананы: плюс для сердца и мышц – но угроза увольнения для министра

Фото: Jessica Reinhard, flickr.com

За что их так любят
Очень часто говорят, что банан содержит много калия, полезного для сердца. Однако это, к сожалению, скорее миф, чем правда: в 100 граммах бананов всего 358 миллиграммов калия – 8 % суточной нормы. Примерно таков же уровень калия в обычной картошке. Так что если вы не едите по 8–9 таких плодов в день, то потребность в калии ими не закрыть.
Правда, в 100 граммах этих плодов содержится еще 8 % суточной потребности в магнии, также важном для здоровья сердца и сосудов. Еще в них весьма много антиоксидантов. Кстати, их увеличенное потребление тоже связывают со снижением риска заболеваний сердца. Получается, в конечном счете бананы для него важны – хотя и не калием единым.

Зато 100 граммов этого плода содержат 13 % суточной нормы марганца. Доступность этого металла определяет нормальное состояние костей: млекопитающие с его дефицитом вырастают с деформациями скелета. И пусть 13 % далеко не закрывают все потребности (здесь лучше дополнить банан орехами), но и они весьма важны. Ведь в пище современного человека источников марганца довольно мало, а питание, богатое другими металлами, затрудняет усвоение даже того марганца, который мы случайно получили с отдельными видами еды.

Но самое полезное в банане – витамин В6. В сотне граммов его 31 % суточной нормы. Больше его разве что в мясе. Учитывая, что миллиарды людей едят больше бананов, чем мяса, легко понять, какова роль этого плода в продовольственной безопасности землян. Ведь при дефиците В6 начинаются не только покраснение и шелушение кожи вокруг рта, но и ряд неврологических проблем.

Банановая плантация. Фото: hopetorture, flickr.com

Другая важная особенность: бананы – сравнительно калорийная пища. Привычные нам сладкие разновидности содержат 89 килокалорий на 100 граммов, а картошка – только 77 килокалорий (на сырой вес). Несладкие «платанос», очень популярные в жарких странах, дают 120 килокалорий на 100 граммов, то есть резко превосходят картофель.

В желудке бананы довольно медленно отдают содержащиеся в них сахара. Поэтому в отличие от многих сладких продуктов питания они не вызывают резких всплесков сахара в крови, что важно для диабетиков.

Хотя в этом блюде практически нет белка, оно содержит немало триптофана, аминокислоты, важной для синтеза белков уже в нашем организме. Это важно для тех, кто занимается спортом: рост мышц без синтеза белка серьезно затруднен.

Есть в случае банана и странный миф: якобы он вреден для потенции. Научных статей на эту тему нет, и откуда этот миф пошел – непонятно. Зато есть работы, показывающие, что калий и магний, в силу полезного воздействия на сосуды, напротив, позитивно сказываются на эрекции.

Как это растет

Большинство самых производительных сельскохозяйственных растений – это трава. Так получилось потому, что у них нет траты большого количества питательных веществ на «строительство» крупной древесной части растения: больше остается на плоды. Ими могут быть зерна (пшеница, рис, кукуруза) или овощи (да, все дающие их растения – травы). Но к травам же относится и банан, хотя он и достигает в высоту двадцати метров. Научное название его ствола – «псевдоствол», и состоит он из плотно свернутых листьев: на верхнем конце растения они просто разворачиваются и образуют крону.

Так выглядит дикий банан. Отчетливо видны мелкие плоды, которые, кстати, не фрукты, а ягоды. Кстати, сердцевину банановых цветков готовят в кухнях Южной и Юго- Восточной Азии. Фото: k-o-ji, flickr.com

Дикий банан вкусен, но в нем слишком много твердых косточек. Фото: S. Carpentier, vectorsjournal.org

Дикий банан издревле растет в Юго-Восточной Азии. Плоды у него длиной 3–9 сантиметров, а внутри каждого 15–62 твердых несъедобных косточки по полсантиметра каждая. Одомашнили банан десять тысяч лет назад в Новой Гвинее – и постепенно стали отбирать растения, у которых оплодотворение происходит без опыления (это называется партенокарпия, «девственный плод»). Семена у таких растений крайне малы – вы их можете увидеть в любом купленном в магазине банане. Оно и к лучшему: дикие бананы хотя и вкусны, но постоянно сплевывать косточки было бы неудобно.

Сколько мы этого едим и почему?

В Россию бананов завозят до полутора миллионов тонн в год – на сумму более миллиарда долларов в год. Получается, житель нашей страны ест в среднем десять килограммов этой ягоды в год. Если вы думаете, что это немного, то стоит напомнить: формально Россия на третьем месте в мире по ввозу бананов. А реально – на втором, которое «на бумаге» занимает Бельгия. Просто Бельгия их перепродает в ЕС, в то время как наша страна съедает самостоятельно.

Надо сказать, что хотя 20 миллионов тонн бананов в год импортируется самыми разными странами по всему миру, это меньшая часть «травяного айсберга». Еще сотня миллионов тонн поедается в теплых странах-производителях. Получается, в среднем на планете их едят больше 15 килограммов в год на душу. Причем в основном там же, где они растут: уж слишком недорого эти плоды стоят.

Настолько недорого, что в прошлом году президенту России прямо задали вопрос: почему бананы из Эквадора стоят дешевле, чем морковь из соседнего региона? А в самом деле, почему?

Ответ на этот вопрос банален: тропики. Банан растет там, где тепло, а «морковь из соседнего региона» выращивают в России, стране с низкой средней температурой. Плоды растений – это в основном углеводы, которые растения получают фотосинтезом, из углекислого газа и воды. Эта реакция при низких температурах идет слишком медленно. Биохимически растения могут «подстроиться» под низкие температуры и созревать даже в нашей стране, где в большинстве регионов теплее +15 °С бывает меньшую часть года. Но за все надо платить: «фотосинтез с антифризом» означает, что наши растения всегда будут менее производительны, чем те, которые растут в условиях идеальных.

Каковы же эти идеальные условия? Чтобы понять это, достаточно заглянуть в любой промышленный парник: там не бывает ниже +26 °С. Бананы лучше всего растут при 26–35 °C днем и 22–28 °C ночью. Там, где такие условия выполнены, их урожайность – 400 центнеров на гектар даже на плохих почвах, которые им отводят в Эквадоре (основной источник российских бананов). С одного участка можно снимать пару урожаев в год. А перевозка морем крайне дешева: на доставку одной тонны на 10 000 километров нужно потратить всего 10 килограммов топлива. Столько же нужно потратить, чтобы перевезти тонну моркови на 200 километров фурой.

Тропический климат никогда не будет доступен российской моркови – да и не только ей. Вот поэтому бананы иной раз и бывают дешевле морковки.

Как зеленые бананы заставили Сталина разбудить Берию и причем тут обработка газом

Первый импорт бананов (в Левант) относится к бронзовому веку. Но вот их регулярный ввоз был невозможен до конца XIX века. Плыть из жарких стран им надо до месяца. Чтобы прожить такое время, бананы «на экспорт» срывают заметно неспелыми. Если попробовать съесть такой сразу «у дерева», то вы получите невыносимо сильный вяжущий вкус (мы проверяли).

Камера газации бананов, alpha-technics.su

Бананы на прилавке. Фото: liyen, flickr.com
Но и такие, недоспелые плоды без охлаждения могут быстро испортиться. Так что массово импортировать их стали только после появления пароходов и холодильных установок, дававших +13 °C, температуру, при которой этот фрукт можно возить на тысячи километров.

Плантан. Фото: goldnetz, shutterstock.com

В Россию их начали импортировать еще до революции, и тогда же они приглянулись Сталину. Привыкнув к ним, вождь требовал их импорта и придя к власти (при Ленине они исчезли). Впрочем, дальше столичных магазинов заморские плоды особенно не уходили: валюты для импорта у СССР было не так много.

50395219907_959dd4f242_o.jpgТостонес, жареные «платанос», блюдо Латинской Америки. Фото: Gopal Tarwan, flickr.com

В мемуарах Микояна (на тот момент – заместителя председателя Совмина СССР) описан такой случай: в пять утра Сталину подали бананы, которые были зелеными, а по вкусу напоминали картошку. Результат недовольства вождя в конечном итоге привел к таким словам Берии, записанным Микояном: «Я не хочу этим делом заниматься, поскольку никакого отношения к нему не имею, но Сталин мне позвонил около 6 часов утра и поручил строго-настрого расследовать это дело».

В итоге проверки министр внешней торговли Меньшиков лишился своего поста, после чего поехал послом в США. Там, уже при Хрущеве, он отличился тем, что писал ноты с требованием снять колокольчики с американских коров… – но это уже совсем другая история, а нам пора возвращаться к нашим бананам.

Что стало причиной появления у банана вкуса картошки? Мы не проводили расследование, но наиболее вероятная гипотеза вытекает из свойств бананов.

Все дело в том, что срывание этого плода недоспелыми само по себе не решает все проблемы с его перевозкой в далекие северные страны. После долгого плавания в корабле с охлаждением до +13 у них нарушается гормональная балансировка (да, у растений тоже есть гормоны). Плоды как бы «засыпают» и сами по себе могут не дозреть вообще никогда. В недозрелом виде в них много крахмала, но мало сахара. Примерно та же картина – в сырой картошке.

Чтобы закрыть этот вопрос, и была придумана «газация бананов». Часто про нее говорят: мол, бананы обрабатывают какой-то химической гадостью, от которой их потом не отмоешь, как ни старайся.

Это, конечно, совсем не так. Обрабатывают бананы смесью азота (основной компонент воздуха) с небольшим количеством этилена. Этилен – это и есть тот гормон растений, который отвечает за созревание плодов.

В нормальных условиях тропической страны бананы «для внутреннего потребления» собирают чуть более зрелыми и не подвергают газации. В этом нет нужды: ведь здесь их, в норме, не хранят при +13–15 °С. Поэтому и остановки дозревания не происходит. Бананы сами начинают выделять небольшое количество этилена – что и запускает процесс дозревания.

Не ошибиться в далекой стране

Правда, есть исключения. Часть банановых культурных линий дают плоды, которые не становятся сладкими, а так и сохраняют вкус картошки: цепочки молекул крахмала в них так и не распадаются на более короткие молекулы сахаров. Кстати, нельзя исключить, что Сталину на стол по ошибке попали именно такие, а не просто «негазированные» бананы.

В Латинской Америке подобные несладкие плоды называют platanos, в англоязычных странах – plantains. Им обработка газом не только не нужна, но и прямо бесполезна. Они не станут сладкими никогда. А если хранить их слишком долго, надеясь на дозревание, то «платанос» просто сгниют. Кстати, в мире их производят 40 миллионов тонн в год. Конечно, это меньше, чем 120 миллионов тонн бананов, но все равно очень много.

Путешественникам в Юго-Восточную Азию стоит помнить: здесь «платанос» и обычные бананы не различают. Как картошку могут пожарить и обычные, сладкие бананы. А в сыром виде могут «настругать» бананы несладкие, зато богатые крахмалом. Если пробуете местные плоды, стоит спрашивать у местных жителей, какой именно вкус может быть «вот у этих бананов».

В Латинской Америке с этим проще: «платанос» продают в основном зелеными, здесь они крупнее обычных бананов, да и называются отдельным словом.

Хрупкая армия клонов

Популярность бананов в мире все время повышается: ведь их все больше потребляют в странах, далеких от банановых плантаций. Но рост этот хрупок. Почти весь экспорт приходится на хорошо знакомый нам по супермаркетам сорт «кавендиш». Его плоды лучше всего подходят для дальней транспортировки. Увы, у этой линии очень низкое генетическое разнообразие. Ведь входящие в нее растения размножаются без семян, вегетативно. То есть по сути это армия клонов, с почти одинаковыми генами.

Покоричневение внутри стебля и клубнелуковицы — главный признак «панамской болезни» банана. agric.wa.gov.au

Поэтому «кавендиши» очень уязвимы к грибковым заболеваниям растений, типичным для тропиков. Что особенно плохо, эти грибковые заболевания практически неуязвимы к фунгицидам.

В XX веке уже бывали ситуации, когда экспортно успешные сорта (линия «толстый Мишель») полностью уничтожались грибковой «пандемией». Тогда бананы пропадали с прилавков северных стран на долгие годы, пока не вывели новые линии. Сегодня распространение опасных грибков сдерживают карантинными мерами. Но далеко не факт, что так будет получаться и в будущем. Так что миру бананов постоянно угрожает настоящая пандемия.

Австралийская лаборатория Джеймса Дэйла пытается создать более питательный и устойчивый к болезням сорт бананов. Фото: Mike Kuhn/Queensland University of Technology washingtonpost.com

Биологи пытаются выводить генетически модифицированные линии «кавендишей» заранее – и у них действительно получается повысить их устойчивость к грибкам. Но и эволюция грибков не стоит на месте. Так что уверенно сказать, будут ли бананы с нами всегда, довольно сложно.

Одно хорошо: в тропиках их генетическое разнообразие больше. Ведь там нет требований на устойчивость к долгой перевозке, которым соответствуют в основном «кавендиши». А значит, в теплых странах этой чудо-траве не грозит никакое вымирание.

Коротко

Машины и Механизмы
Всего 0 комментариев
Комментарии

Рекомендуем

OK OK OK OK OK OK OK